Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А, судей Колосовой С.И, Шмидт Т.Е, с участием прокурора Ляпиной О.В, при секретаре Литвиновой Н.И, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда административное дело N 3а-6/2024 (УИД 92RS0001-01-2023-001832-25) по административному исковому заявлению Стояновой ФИО12 о признании нормативного правового акта недействующим в части
по апелляционной жалобе административного истца Стояновой ФИО13 на решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колосовой С.И, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей обжалуемое решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
2 декабря 2022 г. Правительством Севастополя принято постановление N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований", опубликованное 6 декабря 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gos.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее также Правила землепользования и застройки).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления оно вступило в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, 16 декабря 2022 г.
Впоследствии в Правила землепользования и застройки внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые в настоящем деле положения.
Административный истец обратилась в Севастопольский городской суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Правил землепользования и застройки, установивших в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N территориальной рекреационной зоны природно-ландшафтных территорий (Орлиновский СМО) Р-5.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Стоянова ФИО14 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Спорный земельный участок первоначально был сформирован на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов N5/24 от 25 марта 1992 г. и предоставлялся предыдущему собственнику для строительства жилого дома. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 июля 2017 г. N10019-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанным распоряжением образуемый земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, определен вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемыми положениями правил землепользования и застройки принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером N в нарушение положений статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации включен в территориальную рекреационную зону природно-ландшафтных территорий (Орлиновский МО) Р-5.
Решением Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Стоянова ФИО15. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не дана правовая оценка порядку проведения общественных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки; не принято во внимание, что ни протокол Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя от 9 августа 2022 г. N1919/01-01-02.1-19/03/22 от 1 сентября 2022 г, ни заключение общественных обсуждений и публичных слушаний от 5 сентября 2022 г. не содержат рекомендаций Комиссии о переводе земельного участка с кадастровым номером N в территориальную зону Р-7, а также в территориальную зону Р-5. Установить причину изменения территориальной зоны, в которой предполагалось размещение принадлежащего истцу земельного участка, не представляется возможным.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения.
Участвуя в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда представитель административного истца - ФИО16 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Севастополя - ФИО17 а также представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - ФИО18 участвуя в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда, полагали решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования процедуры принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта; соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановление правительства Севастополя N621-ПП от 2 декабря 2022г. принято в соответствии с полномочиями Правительства Севастополя, как постоянно действующего исполнительного органа государственной власти города Севастополя, установленными пунктом 1 статьи 20, части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя, подпункта "в" пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. N185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", пункта 5.3 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. N 1084-ПП "Об утверждении Регламента Правительства Севастополя".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" (действовавшего на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.
Правительство города Севастополя в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности, а также иные полномочия в сфере градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора (пункты 1, 3 и 10 статьи 27 поименованного закона).
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции правомерно заключил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах компетенции и с соблюдением установленной процедуры.
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ).
Так, частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. При этом нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, как следует из ГрК РФ, должно осуществляться в соответствии с этим Кодексом и основанными на его положениях актами территориального планирования и градостроительного зонирования. Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 поименованного Кодекса, - это разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки, в которых определяются территориальные зоны, устанавливающие допускаемые нормативы строительной деятельности в той или иной территориальной зоне, и градостроительные регламенты для этих зон - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 10-П).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, что следует из пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Градостроительные регламенты в силу прямого указания закона обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительный регламент, согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ, - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Приведенные нормативные положения, обеспечивая обязательность соблюдения правового режима земельных участков и исполнения градостроительных регламентов, закрепляют принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и об осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения, внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 этой статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании статьи 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023 г. правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
При этом принятые государственными органами города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ нормативные правовые акты города Севастополя действуют в части, не противоречащей утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности правилам землепользования и застройки города Севастополя, документации по планировке территории (пункт 2.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП).
Судом установлено, что на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого постановления в городе Севастополе не был принят генеральный план города Севастополя, который основывался бы на градостроительном законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с целями государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2021 г. N565-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе", предусмотрены мероприятия по завершению разработки проекта и утверждению Правил землепользования и застройки с учетом существующей градостроительной ситуации и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
Согласно п.2.1 раздела I постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 г. N1300-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12 сентября 2016 г. N858-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя" (далее - Департамент) Департамент в рамках своей компетенции проводит на территории Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, административно-территориального устройства, направленные на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на комплексное и эффективное развитие и формирование рациональных систем расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктур, бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, природных ландшафтов, повышение уровня архитектурно - художественной выразительности застройки города Севастополя.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.4 раздела 3 названного Положения Департамент наделен полномочиями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя по вопросам архитектуры и градостроительства в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, по разработке и утверждению в установленном порядке Генерального плана города Севастополя, Правил землепользования и застройки города Севастополя и внесение в них изменений.
Положениями статей 30 - 38 ГрК РФ регламентированы цели разработки, состав, содержание, порядок подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки, внесения в них изменений.
Постановлением Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. N1317-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя" утверждены Положение и состав комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя, а также порядок и сроки проведения работ по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 31 мая 2022 г. N238-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. N1317-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя" в состав комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки включены главы внутригородских муниципальных образований города Севастополя.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
В соответствии с частью 21 статьи 5.1 Гр.К РФ на основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний Департаментом подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний от 5 сентября 2022 г, которое было опубликовано на официальном портале Правительства Севастополя 5 сентября 2022 г.
Разрешая требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки, суд первой инстанции установил, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушений процедуры подготовки проекта и проведения публичных слушаний, нарушений порядка опубликования допущено не было.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.
Судом установлено, что в соответствии положениями Закона города Севастополя от 10 марта 2017 г. N325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе" Департаментом издано распоряжение N62 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Севастополя" с 3 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г.
Во исполнение положений статьи 8 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. N593-ЗС "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе" Департаментом в период с 11 июня 2022 г. по 17 июня 2022 г. было организовано проведение экспозиции проекта Правил землепользования и застройки.
Собрания участников публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки прошли в каждом внутригородском муниципальном образовании города Севастополя в период с 20 июня 2022 г. по 23 июня 2022 г.
Материалы, размещенные на официальных сайтах Правительства Севастополя, а также представленные на экспозициях, по своему содержанию соответствовали требованиям, установленным частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 13 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. N593-ЗС "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе".
Предложения и замечания, поступившие в адрес Департамента, в том числе направленные с использованием портала, прозвучавшие на собраниях участников публичных слушаний, изложенные в опросных листах, включены в протокол публичных слушаний от 29 июля 2022 г. N1.
Предложения, поступившие в процессе публичных слушаний, были рассмотрены Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Стоянова ФИО24 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Земельный участок был сформирован на основании решения исполнительного комитета Орлиновского сельского Совета народных депутатов N5/24 от 25 марта 1992 г, согласно которому земельный участок площадью 0, 10 га предоставляется ФИО19 для строительства жилого дома.
В соответствии с Разрешением N N, выданным вневедомственной инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Орлиновского с/с от ДД.ММ.ГГГГ N N ФИО20 на земельном участке "адрес" разрешено производство основных работ, указанных в утвержденном проекте. Техническая документация утверждена в составе: план земельного участка, утвержденный начальником Управления архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ, проект жилого дома, утвержденный архитектором Балаклавского района ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению административного истца, в соответствии с Генеральным планом села Орлиное предусматривалась застройка улицы ДД.ММ.ГГГГ индивидуальными жилыми домами, при этом полоса застройки находилась за границами земель лесного фонда. Учитывая заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжением от 25 июля 2017 г. N10019-РДЗ утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Названным распоряжением N10019-РДЗ образуемый земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Административный истец полагает, что земельный участок с кадастровым номером N ошибочно включен в территориальную зону Р-5/О/-/3.
Вместе с тем, какие-либо объекты капитального строительства, в том числе объекты незавершенного строительства на земельном участке не возведены.
В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, спорный земельный участок был расположен в функциональной зоне природно-заповедного фонда, зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа.
Проанализировав представленные материалы лесоустройства 2017 г, информацию о кварталах и выделах Севастопольского лесничества, учитывая существующую градостроительную ситуацию и, руководствуясь действующим законодательством, суд обоснованно заключил, что принадлежащий административному истцу земельный участок полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории: хозяйственно - селитебной зоне Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", положение о котором утверждено постановлением Правительства Севастополя от 29 апреля 2016 г. N 408-ПП "Об утверждении положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский".
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 г. N417-ПП, государственный ландшафтный заказник регионального значения "Байдарский" включен в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Севастополя, существовавших на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации.
В заказнике допускается строительство (за исключением зоны строго ограниченного пользования), реконструкция объектов, в том числе линейных сооружений, связанных с выполнением целей, задач создания заказника и с обеспечением функционирования населенных пунктов, объектов обороны страны и безопасности государства, а также с реконструкцией и ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника, при наличии необходимых согласований, получении разрешительной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 1 Положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский", государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский" создан в соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР от 31 мая 1990 г. N120 "Об образовании ландшафтного государственного заказника республиканского значения "Байдарский".
Вопрос установления территориальной зоны для земельных участков, расположенных в границах Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", был рассмотрен на заседании Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки территории Севастополя. Земельный участок по адресу: "адрес" полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории (ООПТ): хозяйственно-селитебной зоне Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 29 апреля 2016 г. N408-ПП "Об утверждении положения о государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения "Байдарский".
Таким образом, градостроительная документация, действовавшая до принятия Правил землепользования и застройки, также исключала возможность строительства индивидуальных и садовых домов в границах функциональных зон и особо охраняемой природной территории.
Проект Планировки и застройки подготовлен на основе данных существующей градостроительной ситуации, действующего законодательства, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости. Сведения о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории содержатся в Публичной кадастровой карте Росреестра.
На момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости имелись сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне природно-ландшафтных территорий Р-5.
В соответствии с оспариваемыми в части Правилами землепользования и застройки принадлежащий Стояновой ФИО21 земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне природно-ландшафтных территорий Р-5, которая содержит основные виды разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг, природно-познавательный туризм, связь, размещение автомобильных дорог, охрана природных территорий, историко-культурная деятельность, использование лесов, резервные леса, общее пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории.
При этом для данной территориальной зоны не предусмотрен вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 г. N 4114, спорный земельный участок был расположен в функциональной зоне природно-заповедного фонда, зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (пункты 1, 4).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу - ГрК РФ, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закону города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении общественных слушаний административный истец как собственник земельного участка был незаконно отстранен от обсуждения вопроса, ограничивающего его право собственности, несостоятельны, поскольку таких доказательств по делу не представлено. Из материалов не следует, что в ходе проведения публичных слушаний истец Стоянова ФИО22 была лишена возможности представить свои предложения и замечания по проекту Правил землепользования и застройки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения, не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции. В данном случае Правила землепользования и застройки подготовлены на основе представленных материалов лесоустройства 2017 г, информации о кварталах и выделах Севастопольского лесничества, существующей градостроительной ситуации, согласно которой принадлежащий истцу земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории - хозяйственно-селитебной зоне Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", образованного 31 мая 1990г.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно генеральному плану города, утвержденному решением Севастопольского городского совета от 13 декабря 2005 г. N4114, земельный участок с кадастровым номером N расположен в функциональной зоне природно-заповедного фонда, зоне незастроенных территорий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при принятии Правил землепользования и застройки процедура проведения публичных слушаний соблюдена, земельный участок находится в рекреационной зоне природно-ландшафтных территорий (Орлиновский МО) Р-5, права и интересы истца оспариваемым актом не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 15 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Стояновой ФИО23 - без удовлетворения
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.