Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Колпаковой А.В., судей Колосовой С.И., Шмидт Т.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бедак Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-142/2024 (УИД 26OS0000-04-2023-000512-34) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮГ-СТ" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по апелляционной жалобе администрации Изобильненского муниципального округа Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ЮГ-СТ" (далее-ООО "ЮГ-СТ") обратилось в суд с административным иском об оспаривании установленной на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 г. N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края", кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером N, площадью 37495+/-1694 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки других промышленных предприятий, местоположение: "адрес"
В обоснование иска указал, что кадастровая стоимость спорного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составила 6232793, 85 рублей, между тем, административный истец считает оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости значительно превышающей его рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы плательщика арендных платежей, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил административные исковые требования с учетом выводов проведенной в суде первой инстанции судебной оценочной экспертизы.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2024 г. исковые требования удовлетворены.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 37495+/-1694 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки других промышленных предприятий, местоположение: "адрес" в размере 3789000 рублей по состоянию на 1 января 2022 г.
В апелляционной жалобе администрация Изобильненского муниципального округа Ставропольского края не соглашается в выводами судебного акта, ссылается на недостоверность рыночной стоимости, установленной в заключении эксперта, а также на незаконное уменьшение поступающих бюджетных доходов. Просит решение суда отменить и в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Предметом спора является кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости, установленная в отношении объектов недвижимости -земельного участка с кадастровым номером N.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, правомерно решил, что определенная рыночная стоимость является достоверной и определилее размер на основании заключения оценочной судебной экспертизы.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными. Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может, ввиду их необоснованности и несостоятельности.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в силу части 1 статьи 245 КАС РФ административный истец, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость спорного участка установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 года N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ставропольского края" и составила 6232793, 85 рублей по состоянию на 1 января 2022 г.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28).
В соответствии с представленным административным истцом отчетом независимого оценщика ООО "Деловой партнер" N 00391-6 от 18 декабря 2023 г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составила 3839000 рублей.
Рассматривая и разрешая административное дело, судом верно применены к оспариваемым правоотношениям нормы регламентирующие требования к содержанию и составлению отчета об оценке, установленные статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которыми отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 23 Постановления Пленума N 28, изучив предоставленный отчет оценщика, суд первой инстанции обоснованно отклонил его как недостоверный, ввиду его несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, поскольку в отчёте должным образом не проведено исследование рынка в сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, не проведен анализ наиболее эффективного использования объекта недвижимости, отсутствует обоснование отбора объектов-аналогов в приведенной выборке фактических данных о ценах предложений.
Исследовав представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, в связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом правомерно была назначена по делу судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта АНО "Межрегиональное агентство судебных экспертов" ФИО7 N N от 26 марта 2024 г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 г. составила 3789000 рублей.
Изучив данное экспертное заключение, суд первой инстанции правильно принял за основу решения судебную экспертизу, признав отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствующим требованиям законодательства.
При этом, как отмечено в решении, указанное экспертное заключение подготовлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, соответствует требованиям федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Как следует из содержания судебной экспертизы, рыночная стоимость мотивированно определялась экспертом с использованием сравнительного подхода (методом сравнения продаж). Отказ эксперта от применения доходного и затратного подходов имеет соответствующее обоснование и не противоречит нормам федеральных стандартов оценки
Вопреки доводам автора апелляционной жалобы о неверном выборе аналогов из-за их местоположения; объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами-аналогами и имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы.
Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице. Экспертом в заключении произведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка, анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже земельных участков аналогов, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены.
Таким образом, требования пункта 22 ФСО N 7, согласно которого в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, были выполнены.
Как следует из материалов настоящего дела, за объекты-аналоги приняты те объекты, по которым имеется максимальное количество совпадений. Данный подход к выбору объектов-аналогов обеспечивает при расчете сравнительным подходом применение минимального количества корректировок, что приводит к более точному результату расчета.
Оценка недвижимости основывается на принципах обоснованности и проверяемости (пункт 25 ФСО N 7).
Для возможности проведения анализа был использован весь массив объявлений, из архива открытых источников. Все выявленные объекты-аналоги сопоставлялись с оцениваемым. Для сравнения объекта оценки с другими объектами использовались в том числе, следующие элементы сравнения: вид использования; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, соотношение площади земельного участка; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость.
При применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
Так, экспертом в сравнительном подходе приняты корректировки на торг, площадь, передаваемые права, местоположение; обоснованность которых была подробно разъяснена в тексте заключения.
Формальное несогласие апеллятора с расчётом величины рыночной стоимости, не является основанием для вывода, что рыночная стоимость определена неверно.
Относительно довода апеллянта о недопустимости установления кадастровой стоимости на более ранний период, нежели поданное заявление, суд апелляционной инстанции считает его не соответствующим обстоятельствам дела и действующему нормативному регулированию.
Административный истец является арендатором, обратившимся 25 декабря 2023 г. в суд с заявлением о пересмотре установленной по состоянию на 1 января 2022 г. кадастровой стоимости, следовательно, сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и будут применяться для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при этом датой подачи соответствующего заявления считается дата обращения истца в суд.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что в результате установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости произошло значительное снижение размера кадастровой стоимости, повлиявшее на наполняемость бюджета, неубедительны, так как возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормами действующего законодательства и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм.
В этой связи необходимо отметить, что целью настоящего судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление стоимости в размере рыночной, с учетом всех индивидуальных характеристик объекта недвижимости, что прямо предусмотрено нормами действующего законодательства. При этом допустимые различия в методах оценки кадастровой и рыночной стоимости, а также допущения, касающиеся индивидуальных характеристик объекта оценки, по-разному учитывающиеся при проведении оценки, делают неизбежными определенные расхождения между результатами разных оценок.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 12 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.