Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Колосовой С.И, Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-23/2024 (2а-286/2023) по административному исковому заявлению Костяна И.В. о признании нормативного правового акта не действующим в части
по апелляционным жалобам представителя Симферопольского городского совета Республики Крым, представителя Администрации города Симферополя на решение Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично, Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителя Симферопольского городского совета Республики Крым Шигонина А.А, представителя администрации города Симферополя Республики Крым Абдуллаеву Э.С, представителя административного истца Стрюкова В.В, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В,
УСТАНОВИЛА:
Симферопольским городским советом Республики Крым на 55-й сессии 1 созыва принято решение от 24 ноября 2016 года N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Симферопольским городским советом Республики Крым на 15-й сессии II созыва принято решение от 26 марта 2020 года N 132 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
На 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва принято решение от 24 ноября 2022 года N 681 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Костян И.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учётом его уточнений от 22 января 2024 года, от 23 марта 2024 года к Симферопольскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать не действующим с даты принятия Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённое решением Симферопольского городского совета от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 26 марта 2020 года N 132 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым"", в части установления годового размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь, указанной в таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы, от кадастровой стоимости, код вида разрешённого использования земельного участка согласно классификатору, объекты придорожного сервиса - 4.9.1:
а) процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 5;
б) минимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 210, 97;
в) максимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 253, 17.
Также просил признать не действующим с даты принятия Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённое решением Симферопольского городского совета от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 24 ноября 2022 года N 681 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым"", в части установления годового размера ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь, указанной в таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы, от кадастровой стоимости, код вида разрешённого использования земельного участка согласно классификатору, объекты придорожного сервиса - 4.9.1:
а) процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 3, 27;
б) минимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 251, 11;
в) максимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 347, 47.
В обоснование заявленных требований указывается, что оспариваемые в части нормативные правовые акты нарушают его права, поскольку он является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт (код 7.2.), объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), расположенного по адресу: "адрес". По мнению административного истца, процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%), минимальное и максимальное значение арендной платы за 1 кв.м в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, установленный пунктом 7.2 Положения, в редакции решения Симферопольского городского совета от 24 ноября 2022 года N 681 не соответствуют части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 Указанные значения привели к введению новых правил исчисления платы за землю, ухудшающих положение арендатора, что противоречит нормам действующего законодательства. Считает, что применение размера арендной платы с использованием минимальных и максимальных значений арендной платы за 1 кв.м экономически необоснованно.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Костяна Игоря Васильевича к Симферопольскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", в редакциях решения 15-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 2 созыва от 26 марта 2020 года N 132, решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2022 года N 681, прекращено в части требований:
- о признании не действующим с даты принятия Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 26 марта 2020 года N 132, в части установления в "Таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значений арендной платы за 1 кв.м" для земель с видом разрешённого использования "Объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) минимального значения арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 210, 97 в связи с тем, что оспариваемое Положение в указанной части к административному истцу не применялось;
- о признании не действующим с даты принятия Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 24 ноября 2022 года N 681, в части установления в "Таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы, от кадастровой стоимости" для земель с видом разрешённого использования "Объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) максимального значения арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 347, 47, в связи с тем, что оспариваемое Положение в указаной части к административному истцу не применялось.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года административные исковые требования Костяна И.В. удовлетворены частично.
Признано не действующим с даты принятия Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 26 марта 2020 года N 132 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым"", в части установления в "Таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значений арендной платы за 1 кв.м" для земель с видом разрешённого использования "Объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) показателей:
- процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 5;
- максимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 253, 17.
Признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 24 ноября 2022 года N 681 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым"", в части установления в "Таблице значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы, от кадастровой стоимости" для земель с видом разрешённого использования "Объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) показателей:
- процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 3, 27;
- минимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 251, 11.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления Костяна Игоря Васильевича отказано.
С решением суда не согласны представители Симферопольского городского совета Республики Крым и администрации города Симферополя Республики Крым, в апелляционных жалобах считают решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалоб указывают, что оспариваемый нормативный правовой акт и изменения к нему приняты с учетом экономического обоснования, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельного участка. Указанные акты в полном объеме соответствует законодательству Российской Федерации. Просят отменить решение Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года в части удовлетворения административных исковых требований административного истца, принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Представитель Симферопольского городского совета Республики Крым Шигонин А.А, представитель администрации города Симферополя Республики Крым Абдуллаева Э.С, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики, считают решение Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года незаконным и подлежащим отмене в части по доводам апелляционных жалоб.
Представитель административного истца Стрюков В.В, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи в Верховным Судом Республики Крым, считает решение Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 КАС РФ, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. о законности решения Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 г. судебная коллегия приходит к следующему.
Симферопольским городским советом Республики Крым на 55-й сессии 1 созыва принято решение от 24 ноября 2016 года N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Симферопольским городским советом Республики Крым на 15-й сессии II созыва принято решение от 26 марта 2020 года N 132 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
На 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва принято решение от 24 ноября 2022 года N 681 "О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого решением 55-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 24 ноября 2016 года N 987, в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 26 марта 2020 года N 132 размер годовой арендной платы при аренде земельных участков без проведения торгов определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 2.3 указанного Положения от 26 марта 2020 года N 132 предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, размер годовой арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м земельного участка, рассчитанного по формуле:
ЗАП 1кв.м= КС*П%/100, где
S
ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы 1 кв.м земельного участка;
КС - кадастровая стоимость земельного участка;
П% - процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы согласно столбцу 3 приложения к Положению (далее Таблица);
S - площадь земельного участка.
Подпунктом 2.3.1 Положения от 26 марта 2020 года N 132 предусмотрено, что в случае, если ЗАП 1 кв.м находится в диапазоне от минимального значения арендной платы 1 кв.м, приведённого в столбце 4 Таблицы, до максимального значения арендной платы 1 кв.м, приведённого в столбце 5 Таблицы, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = КС*П%/100, где
АП - годовой размер арендной платы;
КС - кадастровая стоимость земельного участка;
П% - процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы, приведённый в столбце 3 Таблицы.
Согласно подпункту 2.3.2 Положения от 26 марта 2020 года N 132 в случае, если ЗАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы 1 кв.м, приведённому в столбце 4 Таблицы, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = Зmin*S, где
АП - годовой размер арендной платы;
Зmin - минимальное значение арендной платы 1 кв.м, приведённое в столбце 4 Таблицы;
S - площадь земельного участка.
Как указано в подпункте 2.3.3 Положения от 26 марта 2020 года N 132, в случае, если ЗАП 1 кв.м больше либо равен максимальному значению арендной платы 1 кв.м, приведённому в столбце 5 Таблицы, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:
АП = Зmax*S, где
АП - годовой размер арендной платы;
Зmax - максимальное значение арендной платы 1 кв.м, приведённое в столбце 5 Таблицы;
S - площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения от 26 марта 2020 года N 132 в случае, если на земельном участке установлен более чем один вид разрешённого использования, то для расчёта годового размера арендной платы используется наибольшей процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы для соответствующего вида разрешённого использования на данном земельном участке.
Согласно Приложению к Положению от 26 марта 2020 года N 132 "Таблица значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значений арендной платы за 1 кв.м" для земель с видом разрешённого использования "объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) установлены следующие показатели (N п/п 79): процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 5; минимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 210, 97; максимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 253, 17.
Согласно пункту 1 решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 24 ноября 2022 года N 681 внесены изменения в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24.11.2016 N 987 путём изложения приложения к нему в новой редакции (далее Положение от 24 ноября 2022 года N 681) в пункте 2.3, подпунктах 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 значение ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы 1 кв.м земельного участка изменено на РАП 1 кв.м - размер арендной платы 1 кв.м земельного участка.
Согласно Приложению к Положению от 24 ноября 2022 года N 681 "Таблица значений процентов, используемых при расчёте годового размера арендной платы, от кадастровой стоимости" для земель с видом разрешённого использования "объекты дорожного сервиса" (код 4.9.1) установлены следующие показатели (N п/п 81): процент от кадастровой стоимости для расчёта годового размера арендной платы (П%) - 3, 27; минимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З min) - 251, 11; максимальное значение арендной платы 1 кв.м, руб. (З max) - 347, 47 (том 1 л.д. 56).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что в соответствии с ч.ч.1, 4 ст.27, ч.1 ст.37, п. 2 ч. 1 ст. 42 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, пункта 1 решения 16-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 2 апреля 2015 года N 232 "Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов" оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Симферопольского городского совета Республики Крым, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и официального опубликования. Решение суда в этой части не оспаривается сторонами.
Из материалов дела следует, что административный истец Костян И.В. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ N (сроком на 6 лет), является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт (код 7.2.), объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), расположенного по адресу: "адрес".
Из обстоятельств дела следует, что расчет арендной платы устанавливается на основании решения от 24 ноября 2016 года N 987 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (с учетом его изменений), исходя из вида разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).
Изложенные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к верному выводу о том, что Костян И.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативных правовых актов и вправе ставить вопрос об их соответствии иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований Костяна И.В. в части.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Одним из принципов определения арендной платы Постановление N 582 указывает принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В целях применения данного принципа при установлении порядка определения размера арендной платы необходимо предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Из материалов дела следует, что финансово-экономическое обоснование к решению 15 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 26 марта 2020 года N 132 административным ответчиком не представлено.
Представленное экономическое обоснование решения 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от 24 ноября 2022 года N 681 не содержит расчетов доходности земельных участков, основанные на многофакторном анализе их оценочных характеристик, при установлении оспариваемых показателей для земель с указанным видом разрешенного использования, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Также административным ответчиком не представлено доказательств того, что при установлении ставок арендной платы осуществлялась оценка местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет для органов местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается создание дискриминационных условий, к которым относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Оспариваемый нормативный правовой акт в части не соответствуют этим положениям.
Применение значения 3min и 3max в оспариваемом нормативном правовом акте нивелирует роль такого показателя как кадастровая стоимость земельного участка, ставит арендаторов земельных участков в неравное положение, поскольку для одних арендаторов расчет производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а для других с применением значения 3min или 3max.
Установленная дифференциация оспариваемых показателей 3min и Зmax принята без надлежащего анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, фактически приводит к установлению различного размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесённых к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости только от значения стоимости 1 кв.м, что свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, а также противоречит положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Механизм исчисления арендной платы, предусмотренный Положением N 987 в редакциях решений от 26 марта 2020 года N 132 и от 24 ноября 2022 года N 681 с применением значений 3min и Зmax, не отвечает принципам экономической обоснованности, предельно допустимой простоты расчёта арендной платы и запрета необоснованных предпочтений.
С учётом изложенного, при установленных фактических обстоятельствах настоящего дела, иные доводы жалоб суд признаёт несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергаются исследованными судом доказательствами.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем он не мог быть признан законным и обоснованным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отвечает требованиям административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 22 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Симферопольского городского совета Республики Крым, администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.