Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Колпаковой А.В., судей Колосовой С.И., Шмидт Т.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бедак Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-111/2024 (УИД 91OS0000-01-2023-000467-52) по административному исковому заявлению Поварницина ФИО9 о признании нормативного правового акта недействующим в части по апелляционной жалобе Поварницина ФИО8 на решение Верховного Суда Республики Крым от 4 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, заключение прокурора Коган Я.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением 115 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 октября 2018 г. N 1061 утвержден генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым (далее также - Генеральный план).
Решением 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 г. N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" (далее также - Решение от 14 сентября 2023 г. N 1041) утверждены изменения в генеральный план указанного муниципального образования.
Решение от 14 сентября 2023 г. N 1041 опубликовано в газете "Черноморские известия" N 74 (N 2560) 20 сентября 2023 г, а также на официальной странице Черноморского районного совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (https://chero.rk.gov.ru) 15 сентября 2023 г.
Поварницин ФИО10. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения заявленных требований просил признать не действующим со дня вступления в силу решения суда решение 80 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 2 созыва от 14 сентября 2023 года N 1041 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым", в части изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером N с зоны для ведения садоводства и дачного хозяйства в границе населенного пункта на зону сельскохозяйственного использования за границей населенных пунктов; и не соответствующим статьям 9, 24, 26, 34, 35, 36, 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьям 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьям 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка. Согласно Генеральному плану, утвержденному решением Черноморского районного совета Республики Крым от 5 октября 2018 г, данный земельный участок относился к функциональной зоне - для ведения садоводства и дачного хозяйства, а также входил в границу населенных пунктов. Генеральным планом, утвержденным оспариваемым решением, земельный участок исключен из границ населенного пункта и отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования. Административный истец считает, что отнесение земельного участка к землям сельскохозяйственного использования в отсутствие правового обоснования противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права на использование принадлежащего на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 4 апреля 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Поварницин ФИО12 просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и их недоказанности, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением. Частью 2 названной статьи регионального закона установлен перечень населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Черноморский район, в том числе Новосельское сельское поселение (административный центр - село Новосельское) (пункт 9).
В соответствии со статьей 26, пунктом 8 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования Черноморский район Республики Крым, принятого решением 8 (внеочередной) сессии Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 28 ноября 2014 г. N 50 (далее - Устав) Черноморский районный совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования Черноморский район Республики Крым, к компетенции которого относится, в том числе утверждение документов территориального планирования и развития Черноморского района и иной градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из названных норм, а также положений статьи 5.1 ГрК РФ, решения 110 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 13 июля 2018 г. N 1010 "Об утверждении Положения об организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам в сфере градостроительной деятельности в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Решение от 14 сентября 2023 г. N 1041 принято полномочным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия, включающей проведение общественных обсуждений, требований об официальном опубликовании.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Верным является и заключение суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон поселения и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Из материалов административного дела следует, что 22 сентября 2021г. Поварницин ФИО11 приобрел земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 10462 +/- 895 кв. м, расположенный по адресу: "адрес". Зарегистрированная в государственном кадастре недвижимости категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (выписка от 5 февраля 2023 г.) земельный участок с кадастровым номером N является одним из 20 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" совета, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
В соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением 115 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 октября 2018 г. N 1061, земельный участок с кадастровым номером N располагался в функциональной зоне - для ведения садоводства и дачного хозяйства, а также входил в границу населенных пунктов.
Генеральным планом, утвержденным оспариваемым Решением от 14 сентября 2023 г. N 1041, земельный участок с кадастровым номером N отнесен к зоне сельскохозяйственного использования.
Согласно части 8 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, муниципальный округ или городской округ, в случае, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Предусмотренные статьей 25 ГрК РФ процедуры согласования в силу части 8 статьи 24 этого же Кодекса носят обязательный характер, в связи с чем, их соблюдение не может являться произвольным.
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (пункт 1.1 раздела 1 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 N 156 относится к исполнительным органам Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, строительства, управляющим имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, которое отнесено к его ведению, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, в целях выполнения поставленных задач Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым в установленном законодательством порядке осуществляет рассмотрение и согласование (отказ в согласовании) проектов генеральных планов поселений, городских округов Республики Крым в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт 3.1.95, 3.1.26 пункта 3.1 раздела 3 вышеуказанного Положения).
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 146, Министерство осуществляет реализацию государственной аграрной политики в Республики Крым, направленной на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, государственное управление и нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности (пункт 1.2 Положения).
Исходя из содержания пунктов 3.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, пунктов 3, 5 Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 664, проекты генеральных планов, предусматривающих включение в границы населенных пунктов Республики Крым земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подлежат согласованию с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Судом установлено, что направленный муниципальным образованием на согласование в 2018 г. проект Генерального плана не предусматривал включение земель сельскохозяйственного назначения в границы "адрес", в связи с чем указанный проект согласован Министерством сельского хозяйства Республики Крым письмом от 26 января 2018 г. N 08/63-17/2.
Вместе с тем, итоговая редакция Генерального плана, утвержденная решением 115 (внеочередного) заседания Черноморского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 октября 2018 г. N 1061, была принята с включением в границы "адрес" земель сельскохозяйственного назначения (в том числе тех, на которых находится земельный участок с кадастровым номером N), не прошедшей согласование с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
В целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов сельских поселений в части необоснованного включения в границы населенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 1 поручения Главы Республики Крым от 16 января 2019 г. N 1/10-32/144 главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий.
Обстоятельства включения в границы с. Новосельское земель сельскохозяйственного назначения в условиях не соблюдения процедуры, установленной оговоренными выше положениями законодательства Российской Федерации, послужили основанием для направления в Черноморский районный совет Республики Крым первым заместителем главы администрации муниципального образования 10 января 2023 г. письма N 47/02-22 о необходимости внесения изменений в Генеральный план, утвержденный решением 115 (внеочередного) заседания 1 созыва Черноморского районного совета Республики Крым от 5 октября 2018 г. N 1061.
Основанием для внесения оспариваемым решением изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым послужила необходимость координатного описания границ населенных пунктов для внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также приведения генерального плана в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793".
В рамках процедуры согласования проекта Генерального плана Министерством сельского хозяйства Республики Крым подготовлено письмо от 10 мая 2023 г. N 06/3767-17/1 об отказе в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план, ввиду того, что проектом предусмотрено увеличение границ населенных пунктов, в том числе с. Новосельское за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения (указаны кадастровые номера земельных участков, в том числе земельного участка административного истца) без приведения обоснованных данных об исключительности случаев перевода и необходимости перевода указанных земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в предлагаемых площадях, при отсутствии доказательств непригодности предполагаемых к переводу земельных участков для ведения сельского хозяйства и их отнесения к иным функциональным зонам.
По результатам работы согласительной комиссии по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план, разработчиком доработан проект "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым" в части устранения указанных замечаний.
В мае 2023 г. в Министерство сельского хозяйства Республики Крым на рассмотрение поступило уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, размещенному в федеральной государственной системе территориального планирования.
Учитывая, что в доработанных материалах проекта внесения изменений в Генеральный план замечания Министерства устранены администрацией исключены из границ с. Новосельское земельные участки сельскохозяйственного назначения, включая земельный участок с кадастровым номером N.
Указанный проект Министерством сельского хозяйства Республики Крым согласован письмом от 11 июля 2023 г. N 06/5056-17/1/2/1.
Таким образом, оспариваемое административным истцом правовое регулирование, которым земельный участок с кадастровым номером N846 исключен из границ населенного пункта и отнесен к зоне сельскохозяйственного использования, не носит произвольного характера.
Помимо указанного судебная коллегия находит обоснованным заключение суда о том, что Генеральный план от 5 октября 2018 г. N 1061, которым земельные участки, ранее находившиеся за пределами этого населенного пункта и относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, включены в границы населенного пункта с. Новосельское, был принят без соблюдения процедуры.
Следовательно, оспариваемым решением от 14 сентября 2023 г. N 1041 генеральный план указанного муниципального образования фактически приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов административного истца, ввиду невозможности использования земельного участка в целях жилищного строительства, коллегия считает необходимым указать, что исключение земельного участка из границ населенного пункта и отнесение его к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, полностью соответствуют категории земель, к которой относится данный земельный участок, - земли сельскохозяйственного назначения, и виду его разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Довод административного истца о наличии экспертного заключения по результатам агрохимического, эколого-токсикологического обследования почв земельных участков ООО "ТПК "МЕТРОМЕТ" от 26 июня 2018 г. N 110-К, согласно которому по уровню плодородия и отсутствию многолетних насаждений земельные участки не относятся к особо ценным сельскохозяйственным землям и рациональное использование земельного участка административного истца возможно лишь в качестве земель населенных пунктов для жилого строительства, не влияет на правильность выводов суда, поскольку не исключает необходимость соблюдения предусмотренного порядка перевода земель или земельных участков из одной категории в другую.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 КАС РФ обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.