Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Семейкиной С.А, судей Колосовой С.И, Шмидт Т.Е, при секретаре Литвиновой Н.И, с участием прокурора Ляпиной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда административное дело N 3а-20/2024 (УИД92OS0000-01-2023-000178-21) по административному исковому заявлению Жуковского ФИО9 о признании недействующим постановления Правительства Севастополя N621-ПП от 2 декабря 2022 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" в части несоответствия территориальных зон на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N
по апелляционной жалобе административного истца Жуковского ФИО10 на решение Севастопольского городского суда от 20 марта 2024 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колосовой С.И, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей обжалуемое решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
2 декабря 2022 г. Правительством Севастополя принято постановление N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований", опубликованное 6 декабря 2022 г. на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее также Правила землепользования и застройки).
В соответствии с пунктом 2 данного постановления оно вступило в законную силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, 16 декабря 2022 г.
Впоследствии в Правила землепользования и застройки внесены изменения, не затрагивающие оспариваемые в настоящем деле положения.
Жуковский ФИО11 обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит признать недействующим постановление Правительства Севастополя N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" в части несоответствия территориальных зон, в которых находятся земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, назначению данных земель в Генеральном плане города Севастополя.
Требования мотивированы тем, что Жуковский ФИО12 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя указанные земельные участки относились к рекреационным зонам: для длительного и кратковременного отдыха. После принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки названные земельные участки стали относиться к территориальным зонам СХ-1 и Р-6, что снизило их рыночную стоимость. Полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт ограничивает его права и противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Решением Севастопольского городского суда от 20 марта 2024 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Жуковский ФИО13. обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел, что оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат Генеральному плану города Севастополя, нарушают правила разрешенного использования земельных участков в зоне охраняемой природной территории "Байдарская долина". Кроме того, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречат пункту 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ, статье 65 ВК РФ.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения.
Представитель административного истца Жуковского ФИО14 - адвокат ФИО15 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления, полагал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, не соответствует Генеральному плану города Севастополя.
Участвуя в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Севастопольского городского суда, представитель административного ответчика Правительства Севастополя - ФИО16 полагала решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Прокурор Ляпина О.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили. На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав позицию представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 23 указанного Федерального конституционного закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 63 ГрК РФ, согласно части 9 которой предусмотрено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Постановление правительства Севастополя N621-ПП от 2 декабря 2022г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" принято в соответствии с полномочиями Правительства Севастополя, как постоянно действующего исполнительного органа государственной власти города Севастополя, установленными пунктом 1 статьи 20, части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", частью 3 статьи 11, частью 1 статьи 24, частью 1 статьи 35 Устава города Севастополя, подпункта "в" пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29 сентября 2015 г. N185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", пункта 5.3 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24 ноября 2015 г. N 1084-ПП "Об утверждении Регламента Правительства Севастополя".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.
Правительство города Севастополя в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности, а также иные полномочия в сфере градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора (пункты 1, 3 и 10 статьи 27 поименованного закона).
На основании изложенных норм суд первой инстанции правомерно заключил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме. Порядок принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта также соблюден.
Судом установлено, что Жуковский ФИО17 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6372 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 17956 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 23 055 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с оспариваемым в части постановлением Правительства Севастополя N 621-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований" принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами N, N расположены в границах контура СХ-1/О/-/79 территориальной зоны сельскохозяйственных угодий СХ-1; земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах контура Р-6/О/-/33 территориальной зоны лесов Р-6.
При таком положении судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Жуковский ФИО18 как собственник земельных участков, в отношении которых Правилами землепользования и застройки установлена зона СХ-1/О/-/79 и Р-6/О/-/33, является участником спорных правоотношений и вправе оспаривать в судебном порядке нормативный правой акт, утвердивший Правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно частям 1, 3 статьи 9, пункту 2 части 1 статьи 18 названного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 34 данного кодекса определено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом в том числе видов территориальных зон, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны разных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 3 статьи 63 ГрК РФ).
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, что следует из пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ).
Градостроительные регламенты в силу прямого указания закона обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительный регламент, согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ, - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Приведенные нормативные положения, обеспечивая обязательность соблюдения правового режима земельных участков и исполнения градостроительных регламентов, закрепляют принципы земельного и градостроительного законодательства об использовании земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) и об осуществлении строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения, внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2025 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 этой статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании статьи 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023 г. правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
При этом принятые государственными органами города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ нормативные правовые акты города Севастополя действуют в части, не противоречащей утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности правилам землепользования и застройки города Севастополя, документации по планировке территории (пункт 2.2 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП).
В соответствии с целями государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17 ноября 2021 г. N565-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе", предусмотрены мероприятия по завершению разработки проекта и утверждению Правил землепользования и застройки с учетом существующей градостроительной ситуации и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя.
Согласно п. 2.1 раздела I постановления Правительства Севастополя от 29 декабря 2016 г. N1300-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 12 сентября 2016 г. N858-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя" (далее - Департамент) Департамент в рамках своей компетенции проводит на территории Севастополя государственную политику и осуществляет правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, административно-территориального устройства, направленные на создание безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности, на комплексное и эффективное развитие и формирование рациональных систем расселения, социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктур, бережное природопользование, сохранение исторического и культурного наследия, природных ландшафтов, повышение уровня архитектурно - художественной выразительности застройки города Севастополя.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.4 раздела 3 названного Положения Департамент наделен полномочиями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя по вопросам архитектуры и градостроительства в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, по разработке и утверждению в установленном порядке Генерального плана города Севастополя, Правил землепользования и застройки города Севастополя и внесение в них изменений.
Положениями статей 30 - 38 ГрК РФ регламентированы цели разработки, состав, содержание, порядок подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки, внесения в них изменений.
Постановлением Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. N1317-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя" утверждены Положение и состав комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя, а также порядок и сроки проведения работ по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 31 мая 2022 г. N238-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 25 декабря 2015 г. N1317-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Севастополя" в состав комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки включены главы внутригородских муниципальных образований города Севастополя.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Суд первой инстанции установил, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушений процедуры подготовки проекта и проведения публичных слушаний, нарушений порядка опубликования допущено не было.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.
Судом установлено, что в соответствии положениями Закона города Севастополя от 10 марта 2017 г. N325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе" Департаментом издано распоряжение N62 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Севастополя" с 3 июня 2022 г. по 3 июля 2022 г.
Во исполнение положений статьи 8 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. N593-ЗС "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе" Департаментом в период с 11 июня 2022 г. по 17 июня 2022 г. было организовано проведение экспозиции проекта Правил землепользования и застройки.
Собрания участников публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки прошли в каждом внутригородском муниципальном образовании города Севастополя в период с 20 июня 2022 г. по 23 июня 2022 г.
Материалы, размещенные на официальных сайтах Правительства Севастополя, а также представленные на экспозициях, по своему содержанию соответствовали требованиям, установленным частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 13 Закона города Севастополя от 29 июля 2020 г. N593-ЗС "О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Севастополе".
Предложения и замечания, поступившие в адрес Департамента, в том числе направленные с использованием портала, прозвучавшие на собраниях участников публичных слушаний, изложенные в опросных листах, включены в протокол N1 публичных слушаний от 29 июля 2022 г.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец участвовал в публичных слушаниях, его возражения против предполагаемого размещения земельных участков в зонах СХ-1 и Р-6 были рассмотрены Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки.
Комиссией указано, что земельные участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий, изменение территориальной зоны не представляется возможным.
Заключение о результатах общественных обсуждений от 5 сентября 2022 г. опубликовано на сайте Правительства Севастополя.
Генеральный план города Севастополя утвержден решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114.
Судом установлено, что на момент принятия Правительством Севастополя оспариваемого в части постановления в городе Севастополе не был принят Генеральный план города Севастополя, который основывался бы на градостроительном законодательстве Российской Федерации.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа (часть 4 статьи 31 ГрК РФ).
Особенности регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города Севастополя предусмотрены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и Положением об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденным постановлением правительства Севастополя от 2 сентября 2021 г. N 413-ПП.
Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу названного выше федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии со статьей 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023г. предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
Постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г. N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, с приложением в виде таблицы соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, категории земель.
Проект Правил землепользования и застройки разработан без учета Генерального плана 2005 г, принятого на основе законодательства иного государства, отличающегося от законодательства Российской Федерации.
Оспариваемые в части Правила землепользования и застройки подготовлены на основе анализа существующей градостроительной ситуации, с учетом требований технических регламентов, сведений единого государственного реестра недвижимости, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя.
По сведениям Публичной кадастровой карты Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N имеют вид разрешенного использования "для ведения личного крестьянского хозяйства" и категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 5 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 г.N 228-ПП, вид использования земельного участка "для ведения личного крестьянского хозяйства (для земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) (на земельных угодьях - пастбища, сенокосы)) соотносится с видом разрешенного использования: 1.1 "растениеводство", 1.7 "животноводство".
Таким образом, положения Правил землепользования и застройки в оспариваемой части были разработаны без учета Генерального плана 2005 года, как документа, принятого в правовом поле иного государства, в соответствии с требованиями, отличающимися от законодательства Российской Федерации, не соответствующего по содержанию требованиям Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации.
Согласно Правилам землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами N, N расположены в границах контура СХ-1/О/-/79 территориальной зоны объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-1), земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах контура Р-6/О/-/33 территориальной зоны лесов (Р-6).
Основные виды разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны СХ-1: "Овощеводство", "Виноградарство", "Растениеводство", "Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур", "Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур", "Садоводство", "Выращивание льна и конопли", "Скотоводство", "Пчеловодство", "Рыболовство", "Научное обеспечение сельского хозяйства", "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции", "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках", "Питомники", "Сенокошение", "Выпас сельскохозяйственных животных", "Размещение автомобильных дорог", "Земельные участки (территории) общего пользования", "Улично - дорожная сеть", "Благоустройство территории".
Основные виды разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны Р-6: "Предоставление коммунальных услуг", "Размещение автомобильных дорог", "Охрана природных территорий", "Использование лесов", "Резервные леса", "Земельные участки (территории) общего пользования", "Улично - дорожная сеть", "Благоустройство территории".
Таким образом, разрешая заявленные административные исковые требования и отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции, правильно применив нормы процессуального права, нормы материального права, верно определив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установилпризнаков противоречия оспариваемых положений нормам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, не усмотрев признаков произвольности, необоснованности оспариваемого градостроительного зонирования.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальной зоны СХ-1 и Р-6, в границах которых располагаются принадлежащие административному истцу земельные участки, были установлены в соответствии с требованиями статей 31, 34 ГрК РФ, на основе данных анализа существующей градостроительной ситуации, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Севастополя, с учетом сложившейся планировки территории, заключения о результатах публичных слушаний.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при принятии Правил землепользования и застройки процедура проведения публичных слушаний соблюдена, права и интересы истца оспариваемым актом не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 20 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Жуковского ФИО19 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.