Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А, судей Шмидт Т.Е, Колосовой С.И, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.Г, с участием прокурора Ляпиной О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативного правового акта
по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 03 апреля 2024 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е, заключение прокурора Ляпиной О.В, полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы (далее по тексту Программа).
Указанный нормативный правовой акт опубликован 12 июля 2013 года в издании "Дагестанская правда" N 225-226.
В Перечне многоквартирных домов, являющемся приложением к данной Программе, перечислено общее имущество, которое подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее по тексту - Перечень) с указанием видов ремонтных работ и сроков их выполнения.
Согласно вышеуказанной Программе, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года N 396, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" был включен в Перечень под позицией 2796 с установлением сроков и видов ремонтных работ.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 года N 10 "О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 года N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175", постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 апреля 2021 года N 97 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N175", постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 года N 80 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2022 года N 434 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы", постановлением Правительства Республик Дагестан от 4 мая 2023 года N 174 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы", постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2023 года N 505 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" Программа была изложена в новых редакциях, в отношении указанного многоквартирного дома изменены виды и сроки ремонтных работ.
Нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет - портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru 3 февраля 2020 года, 14 октября 2020 года, 5 мая 2021 года, 11 апреля 2022 года, 20 декабря 2022 года, 5 мая 2023 года, 26 декабря 2023 года.
ФИО1, являясь собственником жилого помещения (квартиры) 25 многоквартирного дома по адресу: "адрес", обратился в суд с требованием о признании недействующим со дня принятия пункта 3279 (подраздел 1551) Приложения Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175 в редакции Постановления Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2023 года N 505 в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2020 - 2022 годов на плановый период 2038 - 2040 годов; переноса работ по ремонту крыши в том числе переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройства выходов на кровлю (8) из планового периода 2020 - 2022 годов на плановый период 2032 - 2034 годов; переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2020 - 2022 годов на плановый период 2035 - 2037 годов; переноса работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026 - 2028 годов на плановый период 2035 - 2037 годов; переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2032 - 2034 годов на плановый период 2035 - 2037 годов.
В обоснование административных исковых требований указано, что перенос сроков планируемых работ в указанном многоквартирном доме осуществлен при отсутствии соответствующего решения собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 03 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены. Признаны недействующими со дня принятия столбцы 9, 11, 13, 14 и 15 строки 3 279 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014- 2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2023 года N 505, в части:
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2038-2040 гг.;
- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2032-2034 гг.;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
- переноса работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.;
- переноса работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2032- 2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг.
многоквартирного дома, расположенного по адресу "адрес".
Не согласившись с указанным решением суда, административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой Правительство Республики Дагестан просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает, что информация о проценте износа конструктивных элементов многоквартирного дома, позволяет провести перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме на более поздний период ввиду необходимости проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в многоквартирных домах с более высоким процентом износа данных конструктивных элементов, что предусмотрено действующим законодательством без наличия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Учитывая положения части 7 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются ЖК РФ.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 2.2 регулирующего отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" (далее - Закон от 9 июля 2013 года N 57) утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации данных полномочий постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 27 июня 2014 года N 291, от 12 марта 2015 года N 70, от 27 июня 2016 года N 190, от 23 декабря 2016 года N 396, от 28 января 2020 года N 10, от 14 октября 2020 года N 219, от 30 апреля 2021 года N 97, от 7 апреля 2022 года N 80, от 14 декабря 2022 года N 434, от 4 мая 2023 года N 174, от 21 декабря 2023 года N 505 внесены изменения в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят в пределах полномочий Правительства Республики Дагестан, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном жилом "адрес" Республики Дагестан.
Согласно вышеуказанной Программе, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года N 396, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был включён в Перечень (строка 2796) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ:
в плановый период 2020-2022 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши (8);
в плановый период 2026-2028 гг. - работ по утеплению и ремонту фасада (10);
в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9).
В результате изменений, внесенных в Программу, произошло изменение сроков ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 года N 396) ремонтных работ, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2032-2034 гг.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода 2020-2022 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; перенос работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2026-2028 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; перенос работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9) из планового периода 2032-2034 гг. на плановый период 2035-2037 гг. (столбцы 9, 11, 13, 14 и 15 строки 3 279 Перечня многоквартирных домов, в действующей редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2023 года N 505).
Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого нормативного правового акта, увеличившего сроки проведения запланированных ремонтных работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 ЖК РФ условий.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона от 9 июля 2013 года N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже, чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Актуализация программы капитального ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 данной статьи.
Согласно частям 6 - 10 Закона от 9 июля 2013 года N 57 процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
Частью 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса.
Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона от 9 июля 2013 года N 57.
Из материалов дела следует, что решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома не имеется.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ, в связи с чем на основании положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции приняты во внимание сведения о технических характеристиках многоквартирного дома, содержащиеся в формах предоставления информации о многоквартирных домах, предназначенных для формирования региональных программ капитального ремонта общего имущества в этих домах в Республике Дагестан.
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений не обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Доводы Правительства Республики Дагестан о наличии оснований для переноса срока выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в связи с необходимостью проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонтом лифтовых шахт в иных многоквартирных домах, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании положений пункта 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ обстоятельств, судебной коллегией признаются несостоятельными. В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено доказательств наличия таких фактических обстоятельств.
Произвольное изменение сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений не является основанием для исключения и переноса сроков проведения иных запланированных работ по капитальному ремонту.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемой нормы требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке. С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 03 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.