Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Шмидт Т.Е, Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мороз В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якубова С.М. об оспаривании отдельных положений Перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, установленных приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан N 177 от 1 декабря 2021 г. "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан N 281 от 01.12.2022 г. "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 года, Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан принят приказ N 177 от 1 декабря 2021 года "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан принят приказ N 281 от 01.12.2022 г. "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Пунктами 18 532, 18533 и 18 534 приложения к Перечню на 2022 год, пунктами 17 972, 17 973 и 17 974 приложения к Перечню на 2023 год включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N, расположенные по адресу: "адрес".
Административный истец Якубов С.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании не действующих нормативных правовых актов в части включения в Перечни на 2022-2023 гг. принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N
В обоснование административных исковых требований административным истцом указано, что объекты недвижимости, принадлежащие на ему праве собственности, не относятся к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку это привело к необоснованному увеличению размера налоговых платежей.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 г. административные исковые требования Якубова С.М. удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением административный ответчик - министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Верховного суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Якубов С.М. считает решение Верховного Суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, в соответствии с положениями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора Ляпиной О.В. о законности решения Верховного Суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 г. судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что Якубов С.М. является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, которые включены в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022-2023 гг, административный истец имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Органом исполнительной власти Республики Дагестан, на который возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, является министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, которое принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определяет в установленном порядке для целей налогообложения вид фактического использования зданий (строений, сооружений); размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет" (пункты 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48 "Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан").
Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2022-god, https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo-2023-god, ).
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира; комната; гараж; машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Республики Дагестан от 06.11.2018 г. N 64 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2019 г.
Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 29.11.2018 г. N 29-2 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа "город Махачкала" установлен и введен в действие с 01.01.2019 г. на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Пунктом 2 указанного решения установлены следующие ставки налога в зависимости от вида объекта налогообложения и его кадастровой стоимости в размерах:
0, 1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест; в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых на превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации:
в 2021 году и последующие годы - 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 30 000 миллионов рублей, - в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения;
0, 5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Таким образом, включение расположенных на территории г. Махачкалы объектов недвижимого имущества в перечни, определяемые в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет за собой применение в отношении этих объектов недвижимого имущества повышенной ставки налога на имущество физических лиц.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекс. Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 проценте; его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что Якубов С.М. с 23.08.2004 г. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес". Объекты недвижимости с кадастровыми номерами:
- N площадью 8, 5 кв.м, назначение "нежилое";
- N площадью 84, 3 кв.м.; назначение "нежилое", - N площадью 32, 8 кв.м, назначение "нежилое".
Согласно выпискам из ЕГРН вышеуказанные нежилые помещения с кадастровыми номерами N расположены на втором этаже, N на первом этаже двухэтажного здания с кадастровым номером N, площадью 1217, 6 кв.м, назначение "нежилое", наименование "учреждение", расположенного по адресу: "адрес",.
Вопреки доводам административного ответчика судом первой инстанции достоверно установлено, что здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 857+-/10 кв.м, относящегося с категории "земли населенных пунктов", имеющего вид разрешенного использования "для содержания и обслуживания административного здания".
Доводы административного истца о том, что принадлежащие ему нежилые помещения более 13 лет не используются по назначению, не опровергнуты административным ответчиком.
Из акта осмотра объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N и N от 1 февраля 2024 г. проведенного представителем Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан следует, что указанные помещения не используются под цели, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Помещение с кадастровым номером N используется как подсобное помещение, объекты с кадастровыми номерами N не используются по назначению.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что с учетом назначения и вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные выше объекты недвижимого имущества, в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости сведениями о назначении, разрешенном использовании, наименовании объектов недвижимости, объекты недвижимого имущества, принадлежащие административному истцу, не предназначены для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также, что в них не предусмотрено размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Не подтверждают обоснованность включения в Перечни на 2022-2023 гг. и сведения технического паспорта, экспликация которых не соответствует критериями отнесения этого помещения к числу офисных, а также помещениям торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Дагестан каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2022-2023 гг. не представлено.
При таких данных выводы суда первой инстанции о признании не действующими оспариваемых пунктов Перечня на 2022-2023 гг. соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких основаниях судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы административного ответчика не подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 29 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Апелляционное определение в окончательном виде составлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.