Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Семейкиной С.А., при секретаре Мороз В.Н. в открытом судебном заседании рассмотрела заявление правительства Астраханской области о разъяснении апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 г. о применении мер предварительной защиты до рассмотрения административного дела N 3а-29/2023 по существу и вступления его в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Наумова В.А, Дмитриева Е.Б, Левченко А.Н. обратились в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента принятия подпункта 3 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N 129/2023-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области", в части определения социально опасного животного как "собака, которая не имеет владельца или владелец которой не известен, имеющая высоту в холке более 40 сантиметров" и часть 8 статьи 6 этого же Закона в части "за исключением животных без владельцев, указанных в пункте 4 части 6 настоящей статьи, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть".
Астраханским областным судом административные исковые заявления, приняты к производству суда, возбуждены административные дела.
Определением Астраханского областного суда от 12 марта 2024 года объединены в одно производство административное дело N 3а-29/2024 по административному исковому заявлению Наумовой В.А. и административное дело N 3а-31/2024 по административному исковому заявлению Дмитриевой Е.Б. об оспаривании некоторых положений Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N129/2023-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области", с присвоением номера N 3а-29/2024.
Определением Астраханского областного суда от 1 апреля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Левченко А.Н. о признании не действующим в части Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N 129/2023-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области" объединено с административным делом N3а-29/2024, с присвоением ему номера N 3а-29/2024.
20 мая 2024 года Левченко А.Н. обратилась в Астраханский областной суд с ходатайством о применении мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемых норм, поскольку с 20 мая 2024 г. закон Астраханской области начал применяться и до момента принятия судом решения животные без владельца или владелец которых не известен могут быть умерщвлены.
Определением Астраханского областного суда от 21 мая 2024 года в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты отказано.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Наумовой В.А, Дмитриевой Е.Б, Левченко А.Н. об оспаривании отдельных положений Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N 129/2023-ОЗ "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области" приняты меры предварительной защиты в виде запрета применения норм подпункта 3 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N 129/2023-ОЗ в части определения социально опасного животного как "собака, которая не имеет владельца или владелец которой не известен, имеющая высоту в холке более 40 сантиметров" и части 8 статьи 6 этого же Закона в части "за исключением животных без владельцев, указанных в пункте 4 части 6 настоящей статьи, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть" до рассмотрения административного дела по существу и вступления его в законную силу.
08 июля 2024 г. правительство Астраханской области обратилось в Третий апелляционный суд общей юрисдикции заявление о разъяснении апелляционного определения в части исполнения определения о применении мер предварительной защиты в отношении собак бойцовских пород, нежизнеспособных и агрессивных животных, а также в отношении крупных собак.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных истцов Шеин О.В, Зариньш Э.Б. считают апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 г. понятным и не требующим разъяснения.
Представитель службы ветеринарии Астраханской области Дружинина Ю.Л, представитель Губернатора Астраханской области Киселева Т.А, представитель Думы Астраханской области Мильзигина Т.А. просят разъяснить апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 г. в части возможности умерщвления собак, содержащихся в соответствующих учреждениях.
Изучив заявление о разъяснении апелляционного определения, проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании статьи 185 КАС РФ в случае неясности решения суд, принявший его по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания (часть 1); разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено (часть 2).
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норма Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции разъяснено", что суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи2, частью 2 статьи 184 КАС РФ, вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в апелляционном определении поиски, опечатки или явные арифметические ошибки, а также рассмотреть заявления лиц, участвующих в деле, о разъяснении апелляционного определения (часть 4 статьи 2?статья 185 КАС РФ), о пересмотре апелляционного определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Из обстоятельств дела следует, что административными истцами оспариваются положения подпункта 3 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 27 декабря 2023 г. N 129/2023-ОЗ в части определения социально опасного животного как "собака, которая не имеет владельца или владелец которой не известен, имеющая высоту в холке более 40 сантиметров" и часть 8 статьи 6 этого же Закона "за исключением животных без владельцев, указанных в пункте 4 части 6 настоящей статьи, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть".
В соответствии с положениями подпункта 3 части 3 статьи 2 Закона Астраханской области "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельца на территории Астраханской области" следует, что социально опасное животное - собака, которая не имеет владельца или владелец которой неизвестен, имеющая высоту в холке более 40 сантиметров, собака породы (гибрид пород), включенной в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, либо животное, проявляющее немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека вне зависимости от высоты в холке.
В соответствии с положениями части 8 статьи 6 этого же Закона животных без владельцев, содержащихся в пунктах временного содержания животных умерщвлять запрещено, за исключением животных без владельцев, указанных в пункте 4 части 6 настоящей статьи, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть".
Из указанных положений следует, что административными истцами оспариваются нормы Закона Астраханской области, позволяющие умерщвлять социально опасных животных - собак, которые не имеют владельца или владелец которых неизвестен, имеющих высоту в холке более 40 сантиметров".
Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта 3 части 3 статьи 2 Закона Астраханской области "О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельца на территории Астраханской области" следует, что социально опасное животное, это не только собака, которая не имеет владельца или владелец которой неизвестен, имеющая высоту в холке более 40 сантиметров - понятие которого оспаривается административным истцом, но и также собака породы (гибрид пород), включенной в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, либо животное, проявляющее немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека вне зависимости от высоты в холке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3, пунктом 4 части 1 статьи 5 и частью 7 статьи 13 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N 974 "Об утверждении перечня потенциально опасных собак" утвержден перечень потенциально опасных собак, куда входят:
Акбаш
2. Американский бандог
3. Амбульдог
4. Бразильский бульдог
5. Булли Кутта
6. Бульдог алапахский чистокровный (отто)
7. Бэндог
8. Волко-собачьи гибриды
9. Волкособ, гибрид волка
10. Гуль дог
11. Питбульмастиф
12. Северокавказская собака
13. Метисы собак, указанных в пунктах 1 - 12 настоящего перечня.
Под немотивированной агрессивностью понимается проявляемая животным в отношении других животных либо жизни и здоровью, имуществу человека либо непосредственную угрозу его причинения, не спровоцированная действиями других животных либо действиями человека, направленными на угрозу либо причинение вреда жизни и здоровью человека или его потомству, а также действиями человека, связанными с отловом животного или его потомства (п.2 ч.2 закона Астраханской области). Статьей 7 указанного закона установлен порядок освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности.
Частью 11 статьей 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано понятие нежизнеспособного животного - при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного.
Статья 8 Закона Астраханской области позволяет умерщвление нежизнеспособных животных, а также социально опасных животных, за исключением животных, указанных в пунктах 1, 2 подпунктах "а", "в" пункта 3 статьи 6 Закона и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым дать разъяснение относительно применения мер предварительной защиты по административному делу, исходя из предмета административного иска, - меры предварительной защиты по административному делу в виде запрета на умерщвление животных применяются исключительно в отношении собак, которые не имеют владельца или владелец которых неизвестен, имеющих высоту в холке более 40 см, и которые не относятся к нежизнеспособным животным, животным, применяемым немотивированную агрессивность, животным, включенным в перечень потенциально опасных собак, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации N 974 от 29.07.2019 г.
Руководствуясь статьей 185 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
Заявление Правительства Астраханской области о разъяснении апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года удовлетворить.
Разъяснить, что по апелляционному определению Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2024 года меры предварительной защиты по административному делу в виде запрета на умерщвление животных применяются исключительно в отношении собак, которые не имеют владельца или владелец которых неизвестен, имеющих высоту в холке более 40 см, и которые не относятся к нежизнеспособным животным, животным, применяемым немотивированную агрессивность, животным, включенным в перечень потенциально опасных собак, утвержденный постановлением правительства Российской Федерации N 974 от 29.07.2019 г.
Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Судья С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.