Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Колпаковой А.В. и Струковой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 92OS0000-01-2024-000342-30 (N 3а-125/2024) по административному исковому заявлению Самсоновой Татьяны Юрьевны к Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2) о признании незаконным и отмене решения от 3 июля 2024 г. N 110/607-2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва
по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2), на решение Севастопольского городского суда от 12 июля 2024 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2), Старкова Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца и избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе Капцова М.Е, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Ляпиной О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания города Севастополя N 1222 от 31 мая 2024 г. на 8 сентября 2024 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона города Севастополя от 31 мая 2024 г. N 812-ЗС "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя" Территориальная избирательная комиссия Гагаринского района города Севастополя осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2 на выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва.
Решением президиума Центрального совета Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" от 20 июня 2024 г. N 462/2 ПР согласована кандидатура Самсоновой Т.Ю. для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
На конференции Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе 22 июня 2024 г. Самсонова Т.Ю. выдвинута кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
24 июня 2024 г. Самсонова Т.Ю. обратилась в Территориальную избирательную комиссию Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2) (далее - Избирательная комиссия) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2, выдвинутым избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе, в котором указала основное место работы и занимаемую должность - "ООО "Агротрейд", руководитель" и представила в подтверждение данных сведений решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" Самсоновой Т.Ю. от 25 марта 2024 г. N 1 о своем назначении на должность генерального директора сроком на пять лет.
Решением Избирательной комиссии N 109/600-2 от 29 июня 2024 г. Самсоновой Т.Ю. направлено извещение о выявленных недостатках в представленных кандидатом документах.
В извещении о выявленных недостатках в документах, являющемся приложением к решению N 109/600-2 от 29 июня 2024 г, Избирательная комиссия указала на то, что решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" от 25 марта 2024 г. N 1 в силу статей 62 и 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) не является документом, подтверждающим сведения о месте работы и должности, в связи с чем Самсоновой Т.Ю. предложено представить надлежащий документ не позднее 1 июля 2024 г.
1 июля 2024 г. на адрес электронной почты Избирательной комиссии Самсонова Т.Ю. направила подписанную электронной подписью справку о месте работы от 22 июня 2024 г, которая Избирательной комиссией не принята в связи с нарушения порядка подачи документов - представлена кандидатом не лично.
Решением Избирательной комиссии от 3 июля 2024 г. N 110/607-2 на основании статей 25, 33, 38 Федерального закона от 12 июня 2024 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 33 и 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя", части 3 статьи 1 Закона города Севастополя от 31 мая 2024 г. N 812-ЗС "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя" Самсоновой Т.Ю. отказано в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 2 со ссылкой на пункт 4 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" и указанием на единственный недостаток - отсутствие документа, подтверждающего сведения о месте работы и должности, поскольку представленное решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" от 25 марта 2024 г. N 1 в силу статей 62 и 66.1 ТК РФ не является документом, подтверждающим сведения о месте работы, а направленный в рамках исправления недостатков электронный образ справки, подписанный электронной подписью, не представлен Самсоновой Т.Ю. лично.
5 июля 2024 г. Самсонова Т.Ю. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии от 3 июля 2024 г. N110/607-2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе по одномандатному избирательному округу N 2, о возложении на Избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва Самсонову Т.Ю, об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Самсонова Т.Ю. указала на отсутствие оснований для отказа ей в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва, поскольку ею в Избирательную комиссию представлен необходимый пакет документов в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, в том числе, документ, подтверждающий сведения об основном месте работы и занимаемой должности - решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" Самсоновой Т.Ю. от 25 марта 2024 г. N 1 о своем назначении на должность генерального директора сроком на пять лет.
Решением Севастопольского городского суда 12 июля 2024 г. административные исковые требования удовлетворены - признано незаконным решение Избирательной комиссии от 3 июля 2024 г. N 110/607-2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва Самсоновой Т.Ю, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе по одномандатному избирательному округу N 2; на Избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва Самсоновой Т.Ю, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе по одномандатному избирательному округу N 2 в течение двух дней со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, приводит доводы о непредставлении Самсоновой Т.Ю. копии документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения о месте работы и должности, поскольку представленное Самсоновой Т.Ю. решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" от 25 марта 2024 г. N 1 о своем назначении на должность генерального директора не содержит сведений о дате приема на работу, а направленная Самсоновой Т.Ю. 1 июля 2024 г. на адрес электронной почты Избирательной комиссии подписанная электронной подписью справка о месте работы от 22 июня 2024 г. не принята Избирательной комиссией, поскольку не была представлена лично Самсоновой Т.Ю. к установленному Избирательной комиссией сроку исправления недостатков - до 1 июля 2024 г.
Административным истцом, участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Избирательной комиссии Старков Д.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представитель административного истца и Регионального объединения "Справедливая Россия - Патриоты - За Правду" в городе Севастополе Капцов М.Е. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Ляпина О.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
На основании части 2 статьи 150, части 3 статьи 243, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, заключения ЦИК, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии объективных доказательств допущенных Избирательной комиссией нарушений избирательного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах противоречат данному Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Подпунктами "в" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ в качестве оснований отказа в регистрации кандидата предусмотрено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N 67-ФЗ избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В силу пункта 2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС "О выборах депутатов Законодательного Собрания города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС) регистрация кандидата осуществляется соответственно территориальной избирательной комиссией (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу), Севастопольской городской избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1, 3 - 5 статьи 33, частях 1 - 4 статьи 34 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу), для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Частью 1 статьи 33 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г..N 4-ЗС территориальная избирательная комиссия (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу) считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, выдвижении кандидата избирательным объединением, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 33 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС вместе с заявлением, указанным в части 1 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, обязан представить в территориальную избирательную комиссию (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 31 мая 2024 г. N 2/16-3 утвержден перечень документов, предоставляемых кандидатами при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания города Севастополя третьего созыва, пунктом 1.3. которого предусмотрено предоставление копий документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата сведения о месте работы или службы, о занимаемой должности.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявленные Самсоновой Т.Ю. требования, суд первой инстанции, установив, что в заявлении о согласии баллотироваться от 24 июня 2024 г. Самсонова Т.Ю. указала сведения о месте работы и занимаемой должности, в подтверждение которых представила решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" от 25 марта 2024 г. N 1 о своем назначении на должность генерального директора сроком на пять лет, пришел к правильному выводу об обоснованности доводов административного истца и о наличии оснований для признания оспариваемого решения Избирательной комиссии незаконным.
Утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 115/903-8 формой подтверждения о приеме документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата документов, допускается представление сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности не только в виде копии трудовой книжки или справки с основного места работы, но и иного документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и занимаемой должности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 98 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2023 г. N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 и подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть указаны сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с таким заявлением должны быть представлены копии документов, подтверждающих названные сведения. По смыслу подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие в представленных им документах упомянутых сведений, а не их недостоверность. В связи с этим наличие в заявлении о согласии баллотироваться недостоверных сведений об образовании, о месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, не является поводом для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. В данном случае избирательная комиссия информирует избирателей о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатом сведений (пункт 8 статьи 33, подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Исходя из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ, судебная коллегия полагает, что проверка избирательной комиссией представленных кандидатом материалов на предмет полноты сведений, наличия необходимых документов и их надлежащего оформления осуществляется на основании требований, предъявляемых законом, при этом полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех данных кандидата, сообщение которых является обязательным.
Избирательной комиссией неполноты сведений о кандидате, несоблюдения требований закона к оформлению документов не выявлено, указано в качестве недостатка лишь на отсутствие документа, представление которого в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации предусмотрено законом, что подтверждается решением Избирательной комиссии N 109/600-2 от 29 июня 2024 г. об извещении Самсоновой Т.Ю. о выявленных недостатках в представленных документах - в том, что решение от 25 марта 2024 г. N 1 в силу статей 62 и 66.1 ТК РФ не является документом, подтверждающим сведения о месте работы.
Согласно статье 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
В силу статьи 66.1. ТК РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно части 1 статье 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу статьи 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично, оформляются письменно.
Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Самсонова Т.Ю. является руководителем, генеральным директором ООО "Агротрейд" с 28 марта 2024 г.
Данные обстоятельства так же подтверждаются сведениями о трудовой деятельности, предоставляемыми из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также справкой с места работы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сведения о месте работы и должности могут быть подтверждены решением единственного участника общества о возложении на себя функций единоличного исполнительного органа.
Вопреки доводам административного ответчика о необходимости предоставления справки о месте работы и занимаемой должности в соответствии со статьями 62 и 66.1 ТК РФ, Самсонова Т.Ю. была вправе представить и иной документ, поскольку подпункт "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, занимаемой им должности и не исключает возможности представления в подтверждение данного обстоятельства иного документа.
Представление Самсоновой Т.Ю. решение единственного учредителя ООО "Агротрейд" от 25 марта 2024 г. N 1 о своем назначении на должность генерального директора сроком на пять лет в подтверждение изложенных в заявлении о согласии баллотироваться сведений не вводит избирателей в заблуждение, не содержит недостоверных сведений, не нарушает прав участников избирательного процесса на равный доступ к реализации избирательного права, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем.
С учетом норм федерального и регионального законодательства суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное Самсоновой Т.Ю. решение может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и должности кандидата.
Доводы ответчика о том, что представленная на электронную почту по предложению Избирательной комиссии справка не подана кандидатом лично, не умаляют доводов истца о первоначальном представлении документа, подтверждающего место работы кандидата, и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом к заявлению были представлены документы, необходимые для выдвижения кандидата в депутаты в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, на наличие иных недостатков в решении и извещении не указано, в связи с чем у Избирательной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные подпунктами "в", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пункта 4 части 4 статьи 41 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 4-ЗС, для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
Судом установлено, что оспариваемое истцом решение принято Избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, об иных основаниях, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 данного закона, Избирательной комиссией не заявлено, судом такие основания также не установлены, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмены решения Избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата с возложением на ответчика обязанности рассмотреть вопрос о регистрации кандидата.
Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.
Судебная коллегия находит соразмерным и пропорциональным такое применение закона.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы оставлен на усмотрение суда.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда не содержит выводов о наличии в заявлении кандидата недостоверных сведений.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 12 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Гагаринского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 2) - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.