Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Колосовой С.И, Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-128/2024 по административному исковому заявлению Садаевой Ребаат Хамзатовны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", на решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2024 г, которым административные исковые требования Садаевой Р.Х. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецову В.В. по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Садаева Р.Х. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить по состоянию на 01.01.2019 г. кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес", в размере равном их рыночной стоимости: здания, общей площадью 1589, 90 кв.м, с кадастровым номером N, в размере 783 000 рублей; здания, общей площадью 1554 кв.м, с кадастровым номером N в размере 1 115 000 рублей; здания, общей площадью 1932, 5 кв.м, с кадастровым номером N в размере 960 000 рублей; здания, общей площадью 325, 80 кв.м, с кадастровым номером N в размере 487 000 рублей, установленной отчетом об оценке "данные изъяты"
В обоснование административных исковых требований указано, что несоответствие утвержденной кадастровой стоимости объектов недвижимости сложившейся рыночной стоимости нарушает ее права как собственника объектов капитального строительства, поскольку влечет за собой увеличение налоговых платежей.
Решением Ставропольского краевого суда от 25 марта 2024 года административный иск Садаевой Р.Х. удовлетворен.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 1589, 90 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 843 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 1554 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 1 619 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N общей площадью 1932, 50 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 970 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 325, 80 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 530 000 рублей.
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 20 декабря 2023 г.
Период действия (применения) установленной решением суда кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N с 10 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Постановлено взыскать с Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Аналитик менеджмент групп" судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 160 000 рублей.
В апелляционной жалобе государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимого имущества была установлена на основании и в полном соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки объекта недвижимости. Указывает, что государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" не является административным ответчиком по делу.
Представитель государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецова В.В, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи со Ставропольским краевым судом, считает решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2024 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Кузнецову В.В, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником оспариваемых объектов недвижимого имущества.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 26 N определена на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество" об утверждении кадастровой стоимости от 24.07.2023 г. N АОКС-26/2023/000206 и по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 14 572 922, 81 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 14 243 865, 67 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 17 713 172, 73 рубля;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 2 782 291, 63 рубля.
Как следует из выписок из ЕГРН от 05.03.2024 г. по состоянию на 01.01.2023 г. на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 13.11.2023 г. N 1263 определена новая кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 28 186 160, 57 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 27 549 716, 04 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 34 259862, 45 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 4 378 442, 49 рублей.
Дата начала применения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - 01.01.2024 г.
На момент разрешения дела по существу оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости являются архивными.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества "данные изъяты", в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019 г. составляет:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 783 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 1 115 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 960 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 487 000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объектов недвижимости, суд первой инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено "данные изъяты"
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы "данные изъяты" рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2019 г. составляет:
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 843 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 1 619 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 970 000 рублей;
- объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере 530 000 рублей.
При вынесении решения судом первой инстанции была установлена кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2019 г. на основании заключения экспертизы "данные изъяты"
Вместе с тем судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Из обстоятельств дела следует, что административный истец Садаева Р.Х. воспользовалась предоставленным законом правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимого имущества и обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлениями об установлении рыночной стоимости в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества.
Так, 05.08.2021 г. Садаева Р.Х. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", установлении в отношении него рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость 01.01.2019 г, в размере 1 115 000, 00 рублей, приложив к заявлению отчет оценщика ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением N 94 от 24.08.2021 г. комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края определена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 1 115 000, 00 рублей по состоянию на 01.01.2019 г. в соответствии с отчетом об оценке "данные изъяты"
05.08.2021 г. Садаева Р.Х. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и установлении в отношении него рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость 01.01.2019 г, в размере 487 000, 00 рублей, приложив к заявлению отчет оценщика ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением N 95 от 24.08.2021 г. комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края определена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 487 000, 00 рублей по состоянию на 01.01.2019 г. в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N.
05.08.2021 г. Садаева Р.Х. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и установлении в отношении него рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость 01.01.2019 г, в размере 960 000, 00 рублей, приложив к заявлению отчет оценщика ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением N 96 от 24.08.2021 г. комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края определена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 960 000, 00 рублей по состоянию на 01.01.2019 г. в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N.
05.08.2021 г. Садаева Р.Х. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", и установлении в отношении него рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость 01.01.2019 г, в размере 783 000, 00 рублей, приложив к заявлению отчет оценщика ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением N 97 от 24.08.2021 г. комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края определена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости 783 000, 00 рублей по состоянию на 01.01.2019 г. в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно части 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Указанные нормы Федерального закона N 135-ФЗ согласуются с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
На основании решений комиссии N 94, 95, 96, 97 по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края от 24.08.2021г. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения об установленной решениями комиссии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2019 г. (т.2 л.д.157-160).
Таким образом, кадастровая стоимость оспариваемых административным истцом объектов недвижимого имущества на момент обращения его в суд с административным исковым заявлением 20 декабря 2023г. являлась неактуальной и не могла быть предметом рассмотрения в суде, исходя из положений части 3 статьи 245 КАС РФ, согласно которым административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведениям, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", поскольку целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 этого же кодекса.
Решения Комиссии в судебном порядке не оспаривались.
В нарушение этих разъяснений, разрешая заявленный Садаевой Р.Х. административный иск, судом первой инстанции не было учтено, что Садаева Р.Х. уже реализовала свое право на пересмотр результатов кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества, обратившись в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края, которая ее заявления удовлетворила и установилакадастровую стоимость зданий равной рыночной стоимости, которая в силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, будет действовать до вступления в силу в порядке, установленном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесении сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 части статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 данного кодекса.
В силу части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Учитывая, что требования Садаевой Р.Х. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости, в отношении тех же объектов недвижимого имущества, на ту же дату и в том же размере, уже были рассмотрены комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края, правовых оснований для обращения с указанным административным иском, у Садаевой Р.Х. не имелось.
С учетом изложенного решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2024 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 25 марта 2024 года - отменить, прекратить производство по административному делу по административному иску Садаевой Ребаат Хамзатовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.