Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Солдатовой С.В, Шмидт Т.Е, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 3а-50/2024 (УИД 05OS0000-01-2023-000330-91) по административному исковому заявлению Тагировой Шуанат Абдулвагабовны о признании недействующим в части приказа Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2024 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В, полагавшей решение законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость" (далее Перечень на 2022 г.) утвержден соответствующий перечень.
В Перечень 2022 г. под пунктом 19289 включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Административный истец, будучи собственником помещения, обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействующим соответствующего пункта Перечня, отмечая, что объект недвижимости не отвечают признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан подал апелляционную жалобу, указывая, что административный истец в период подготовки оспариваемых Перечней не выражал несогласия с их проектами.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта, а также правил его официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктов 3.3.2, 3.3.37, 3.3.38, 3.3.39, 3.3.40 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 года N 48, а также пунктов 2, 5, 6 Порядка формирования перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 года N 410, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пределах его компетенции, официально опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определенных в пунктах 3 и 4 названной статьи, соответственно.
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что помещение с кадастровым номером N, площадью 292, 5 кв.м, поставленное на государственный кадастровый учет 23 декабря 2013 г, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение нежилое, наименование - нежилое помещение, расположено на первом этаже девятиэтажного многоквартирного дома, с кадастровым номером N, площадью 4988, 8 кв.м, введенного в эксплуатацию в 2010 г, с названным назначением, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под жилым домом со встроенными на 1 этаже торговыми помещениями", не менявшимся с даты постановки его на кадастровый учет - 9 февраля 2011 г.
Приведенный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение на нем здания, предназначенного для его использования исключительно в целях осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ.
Согласно кадастровому паспорту спорного помещения, составленному по состоянию на 31 августа 2012 г, назначение помещения: нежилое, номер на поэтажном плане 1-13; в техническом паспорте на спорное нежилое помещение, составленном по состоянию на 3 июля 2012 г, указано его наименование: нежилое помещение; согласно экспликации, помещение состоит составных частей с наименованием (назначением): "подсобная", "нежилая", "с/узел"; в техническом паспорте на многоквартирный дом, составленном по состоянию на 17 декабря 2010 г, помещения на первом этаже с 1 по 13 указаны с наименованием /назначением: "подсобная", "с/узел", "нежилая".
Изложенное указывает на отсутствие данных, позволявших бы отнести спорное нежилое помещение к объектам недвижимости, перечисленным в приведенных положениях статьи 378.2 НК РФ.
При этом сведений, позволявших бы утверждать о таком фактическом его использовании, которое влечет вывод об обоснованности его включения в оспариваемый Перечень судами обеих инстанций не добыто, стороной административного ответчика - не представлено.
Позиция административного ответчика, в отсутствие достоверных доказательств фактического использования спорного нежилого помещения в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в период предшествующий налоговому, либо в сам налоговый период - 2022 г, не представлено.
Использование в 2024 г. двух частей спорного помещения, разделенного на три, как установлено в ходе его осмотра стороной административного ответчика, состоявшегося 12 февраля 2024 г, в целях оказания бытовых услуг, что не отрицалось стороной административного истца, представившего копию договора передачи в пользование части нежилого помещения, площадью 106, 8 кв.м, заключенного с индивидуальным предпринимателем Аркалаевым Рустамом Юшаговичем 13 марта 2023 г, копии договоров аренды части нежилого помещения, площадью 64, 6 кв.м, заключенного с Магомедовой Патимат Гаджиевной 1 июля 2023 г, копию договора аренды этой же части нежилого помещения, заключенного с Дамаевой Тажибат Магомедовной 1 августа 2023 г, и настаивавшей, что ранее 2023 г. помещение не эксплуатировалось, не может подтверждать позицию административного ответчика о правомерности включения нежилого помещения в Перечень на 2022 г.
Сведения, полученные судом апелляционной инстанции из налогового органа о месте установки (применения) контрольно-кассовой техники, принадлежащей Азизову Д.К, в стоматологии "ПрезиДЕНТ", расположенной по этому же адресу, не подтверждают позицию административного ответчика.
То обстоятельство, что административный истец не обращался в установленный трехмесячный срок с заявлениями об исключении спорного помещения и Перечня, на которое обращает внимание заявитель апелляционной жалобы, само по себе, не предопределяет соответствие спорного помещения проанализированным выше критериям, закреплённым в статье 378.2 НК РФ.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный анализ обжалуемых нормативных положений, дана оценка доводам сторон. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 15 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 июля 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.