Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Головкиной Л.А, Ехаловой Ю.А, при секретаре судебного заседания Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-123/2024 по апелляционной жалобе ООО "Митридат" на решение Ленинградского областного суда от 11 апреля 2024 года, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО "Митридат" о признании недействующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения" отказано.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В, объяснения представителей: административного истца ООО "Митридат" - конкурсного управляющего Позднякова М.Л, административных ответчиков Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области - Вилаевой М.А, заключение прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
17 июня 2021 года Правительством Ленинградской области принято постановление N379 "Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N379, Схема территориального планирования).
ООО "Митридат" (далее также - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия постановление Правительства Ленинградской области от 17 июня 2021 года N379 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 465250 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Ольховец, участок б/н, к зоне преимущественного сельскохозяйственного использования "Гатчинская".
В обоснование заявленных требований указано, что принадлежащий Обществу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с оспариваемым постановлением отнесен к зоне преимущественного сельскохозяйственного использования "Гатчинская", что влечет невозможность использования земельного участка для ведения дачного хозяйства (организации садоводства). Указанный земельный участок имеет сложный рельеф (перепад высот), неправильную вытянутую форму, наличие перепада высот исключает использование специальной сельскохозяйственной техники. Кроме того, земельный участок ориентирован вдоль берега реки Кременка, полностью расположен в водоохранной зоне реки Кременка, в связи с чем в отношении земельного участка действуют ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с частями 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации. Согласно заключению специалиста от 12 июня 2023 года N6805-3 в настоящее время земельный участок не имеет сельскохозяйственных угодий, плодородие почвы утрачено, при этом повышение плодородия на земельном участке не допустимо в силу нахождения земельного участка в водоохранной зоне, сельскохозяйственное производство на участке не рентабельно в силу рельефа участка. При указанных ограничениях преимущественно сельскохозяйственное использование земельного участка невозможно, в связи с чем Общество не вправе использовать земельный участок кроме как для сельскохозяйственного использования, то оспариваемым постановлением нарушены права административного истца.
Решением Ленинградского областного суда от 11 апреля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Митридат" просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования. Ссылается на решение Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области N328 от 25 июня 2014 года, которым утверждены правила землепользования и застройки, согласно которых в отношении участка установлена зона СХ-4 - для ведения дачного хозяйства. Оспариваемый нормативный правовой акт фактически отменяет зону СХ-4, что нарушает права Общества, поскольку влияет на возможность использования земельного участка для создания садоводства и на его стоимость. Суд не принял во внимание заключение эксперта, несмотря на то, что данное заключение полностью опровергает сведения фонда пространственных данных, на которые ссылается суд первой инстанции. Для установления обстоятельства наличия на земельном участке сельскохозяйственных угодий необходимо исследовать материалы, полученные в результате геодезический и картографический работ. Сведения фонда пространственных данных о наличии на участке сельскохозяйственных угодий не достоверны, внесены без проведения геодезических и картографических работ, возможно в фонде находятся архивные данные 30-ти летней давности. Суд первой инстанции не мотивированно лишил административного истца права доказывания, права на получение доказательств, лишив возможности предоставления доказательств в подтверждение своих доводов, отказав в истребовании материалов, на основании которых выявлено наличие на его участке сельскохозяйственных угодий.
На апелляционную жалобу Комитетом градостроительной политики Ленинградской области поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, выслушав объяснения явившихся представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 27 октября 2017 года между ФИО7 и ООО "Митридат" заключен договор купли-продажи земельного участка N1 на основании которого, ООО "Митридат" передан в собственность земельный участок с кадастровым номером N, дата присвоения кадастрового номера 24 апреля 2009 года, по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д.Ольховец, уч. б/н; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства, площадью 465 250 кв.м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) за ООО "Митридат" 05 декабря 2017 года зарегистрировано право собственности в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером N.
В соответствии с пунктом 1.2 приложения к Схеме территориального планирования, предусмотрены сведения о планируемых объектах и территориях регионального значения в области планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, вид планируемых объектов: зоны преимущественно сельскохозяйственного использования регионального значения, назначение планируемых объектов: территории, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов, предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 3.6 пункта 1.2 указанной Схемы планируемым объектом является зона преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" общей площадью 54906, 42 га.
Земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах зоны преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" - объекта регионального значения, предусмотренного Схемой территориального планирования Ленинградской области, утвержденной Постановлением N379 (ранее - схемой территориального планирования Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N460), что не оспаривалось сторонами.
Поскольку Постановление N379 применено в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка, суд обоснованно пришел к выводу, что ООО "Митридат" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации (пункт 42 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее также - Федеральный закон N184-ФЗ). Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 ГрК РФ).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 ГрК РФ).
Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации урегулированы статьями 14 - 16 ГрК РФ.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года N172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее также - Закон N172-ФЗ) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и основывается на положениях стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, стратегий социально-экономического развития макрорегионов и отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и схемами территориального планирования Российской Федерации (статья 38 Закона N 172-ФЗ).
Проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются согласно полномочиям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 2 и 4 статьи 13 Закона N172-ФЗ).
В силу части 7 статьи 9 ГрК РФ уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения, а в случаях, предусмотренных частью 2.1 статьи 12, частями 5.1 и 5.2 статьи 16, частями 6.1 и 6.2 статьи 21, частью 7 статьи 25 настоящего Кодекса, не менее чем за один месяц до их утверждения.
При этом следует учесть, что названные нормы, как и положения статьи 5.1 ГрК РФ, не содержат обязательного требования о проведении общественных обсуждений по проекту схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что проект схемы территориального планирования Ленинградской области в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (fgistp.economy.gov.ru) 17 декабря 2020 года, то есть названное постановление надлежащим образом доведено до всеобщего сведения.
Проект оспариваемого нормативного правового акта направлен на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации (письмо Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 18 декабря 2020 года N01-01-28/2020, письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2020 года NД27и-44435), Правительство Республики Карелия, Правительство Вологодской области, Правительство Новгородской области, Правительство Псковской области, Правительство Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления муниципальных образований (письма Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 18 декабря 2020 года N01-08-2113/2020, N01-08-2138/2020, N 01-08-2110/2020, N 01-08-2123/2020, N01-08-2131/2020, N01-08-2143/2020 соответственно.
Исследовав представленные в дело материалы, проанализировав нормы статей 14 - 16 ГрК РФ, Федерального закона от 28 июня 2014 года N172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Устава Ленинградской области, утвержденного законом Ленинградской области от 27 октября 1994 N6-оз, закона Ленинградской области от 14 декабря 2011 года N108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области", в редакциях, действующих на момент принятия оспариваемого постановления, и установив правильность их применения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соблюдении порядка и процедуры принятия Постановление N379.
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходил из того, что оспариваемое в части Постановление N379 соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Часть 1 статьи 14 ГрК РФ к документам территориального планирования субъекта Российской Федерации относит схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, которые согласно части 3 данной статьи должны содержать положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к областям полномочий субъектов Российской Федерации.
В силу частей 4 и 5 той же статьи в положениях о территориальном планировании указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики и местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; такие объекты отображаются на картах планируемого размещения объектов регионального значения.
Исходя из положений пунктов 1 - 3 части 8 статьи 14 ГрК РФ прилагаемые к схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме должны содержать сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 5.1 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения; обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения и оценку их возможного влияния на комплексное развитие соответствующей территории.
На картах, включаемых в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований (подпункт "а" пункта 2 части 9 статьи 14 ГрК РФ).
Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок административного истца относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 6 статьи 79 Земельного кодекса РФ установлен запрет, в соответствии с которым сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия специального законодательства о зонировании территорий изменение вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к таким землям, невозможно (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Как следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинградского областного суда от 17 января 2024 года по гражданскому делу N2-362/2023 удовлетворен иск Гатчинского городского прокурора Ленинградской области к Управлению Росреестра по Ленинградской области, ППК "Роскадастр", ООО "Митридат" о признании незаконным решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N на разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства"; возложении обязанности на Управление Росреестра по Ленинградской области по внесению в ЕГРН изменений о виде разрешенного использования земельного участка - "для сельскохозяйственного использования".
Указанными судебными актами, установлено, что решением Гатчинского исполкома районного Совета народных депутатов от 19 февраля 1991 года N78/1 земельный участок с кадастровым номером N изначально выделялся из земель сельскохозяйственного назначения совхоза "Искра" для ведения крестьянско-фермерского хозяйства и при его предоставлении ООО "Митридат" учитывался в качестве сельскохозяйственных угодий. С момента возникновения частной собственности на землю и до настоящего времени категория земель для спорного участка и не менялась. Земельный участок ООО "Митридат" находится за пределами населенного пункта, расположен южнее населенного пункта Ольховец, ограничен природными ориентирами: с одной стороны - дорогой, с другой стороны - рекой Кременка, местоположение которых не менялось на протяжении последних 30 лет.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2020 года по делу NА56-101173/2019, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "Митридат" об осуществлении государственного кадастрового учета 203 земельных участков, образованных в результате раздела спорного участка на основании межевого плана от 20 февраля 2019 года, о государственной регистрации права собственности на них, установлено, что изменение вида разрешенного использования земельных участков в отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на основании градостроительного регламента, содержащегося в правилах землепользования и застройки поселения, не допускается. Земельный участок, находящийся в собственности у ООО "Митридат" при его предоставлении учитывался в качестве сельскохозяйственных угодий, и поскольку ООО "Митридат" не подтвердило, что исходный земельный участок, из которого образуются спорные 203 участка, был переведен из категории сельскохозяйственного назначения в иную, арбитражный суд, посчитал, что основания для распространения на спорный земельный участок предусмотренного правилами землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района градостроительного регламента, в том числе в части видов разрешенного использования земельных участков, отсутствуют.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что отнесение земельного участка с кадастровым номером N к сельскохозяйственным угодьям было обусловлено сложившимся назначением указанной территории. При этом в установленном законом порядке категория земли не изменена, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не исключен.
В отношении земельного участка за пределами границ населенного пункта, изначально относившегося к землям сельскохозяйственного использования, федеральным законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков, который не может быть изменен нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Для таких земель установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану этих земель и недопущение их выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки.
Приводимый административным истцом довод об отсутствии на земельном участке сельскохозяйственных угодий, в подтверждении которого им было представлено заключение специалиста N6805-З от 13 июня 2023 года, составленное ООО "Единый центр оценки и экспертиз", не опровергает установленные по делу обстоятельства.
Кроме того, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников земельных участков. Политика планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.
Из материалов по обоснованию к Схеме территориального планирования Ленинградской области следует, что в целях сохранения в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов схемой территориального планирования Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области N460 от 29 декабря 2012 года (с изменениями), предусмотрено создание зон преимущественно сельскохозяйственного использования - объектов регионального значения и объектов сельскохозяйственного назначения регионального значения.
Указанной Схемой определены зоны преимущественно сельскохозяйственного использования регионального значения и объекты сельскохозяйственного назначения регионального значения на основе анализа современных тенденций развития агропромышленного комплекса, существующего агропромышленного потенциала Ленинградской области, программ развития отрасли, а также с учетом документов территориального планирования, разработанных на территорию Ленинградской области.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N717, направлена, в том числе на вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий, предотвращение выбытия земель сельскохозяйственного назначения из использования.
Включение планируемых объектов и территорий регионального значения в области планирования использования земель сельскохозяйственного назначения в схему территориального планирования Ленинградской области, которая является документом, определяющим возможное развитие территории, является необходимым условием для решения задач государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области".
Статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 08 августа 2016 года N76-оз "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года" утверждена Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, где Разделом 2 предусмотрено обеспечение устойчивых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции, а для территорий поселений в том числе Гатчинского муниципального района предусмотрен запрет на расширение границ населенных пунктов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, относясь к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации (подпункт "в" пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 года N172-ФЗ), регулирует деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию, программированию пространственного развития Ленинградской области.
Отнесение оспариваемым в части нормативным правовым актом к объектам регионального значения - зоны преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" не носит произвольный характер, направлено на сохранение в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов. Само по себе отображение на картах Схемы территориального планирования Ленинградской области в зоне преимущественно сельскохозяйственного использования "Гатчинская" земельного участка административного истца не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов административного истца в отношении земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт фактически отменяет территориальную зону СХ-4 (для ведения дачного хозяйства) к которой отнесен земельный участок ООО "Митридат" согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов Вырицкого городского поседения Гатчинского муниципального района Ленинградской области N328 от 25 июня 2014 года, является несостоятельной, поскольку частью 3 статьи 9, частью 9 статьи 31 ГрК РФ закреплен принцип первичности схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации как основополагающего документа стратегического планирования перед правилами землепользования и застройки.
Ссылка административного истца на пункт 31 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса РФ не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 1 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд; при этом, параметры жилого дома, садового дома, созданных на садовых земельных участках, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ является несостоятельной, поскольку вышеуказанными вступившими в законную силу судебными актами по гражданскому делу N2-362/2023 установлено, что нынешний вид разрешенного использования земельного участка (для ведения дачного хозяйства) не был установлен в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами, орган местного самоуправления был не вправе без изменения категории земель изменять вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Исходя из пункта 2 раздела 2 оспариваемой Схемы территориального планирования в связи с размещением зон преимущественного сельскохозяйственного использования и в связи с размещением объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством зоны с особыми условиями использования территорий не устанавливались, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу об отсутствии противоречий оспариваемого в части нормативного правового акта положениям статьи 65 Водного кодекса РФ.
Установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт отвечает критериям ясности, определенности и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке уже исследованных и оцененных судом обстоятельств, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения по существу.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Митридат" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.