Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 апреля 2009 г. N Ф04-2267/2009(5023-А45-23)(5002-А45-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Аэропорт Толмачево" (далее - ОАО "Аэропорт Толмачево", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - УФАС по Новосибирской области, Управление) о признании незаконным решения от 24.07.2008 и предписания от 24.07.2008 N 17.
Решением от 28.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС по Новосибирской области просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. Управление заявляет, что общество с ограниченной ответственностью "Аэроджет-Толмачево" (далее - ООО "Аэроджет Толмачево") не осуществляет аэродромное обеспечение, следовательно, к нему не могут применяться требования ФАП N 121 и получение сертификата соответствия на аэродромное обеспечение полетов не требуется. Общество, находясь в реестре субъектов естественных монополий на транспорте по услугам аэропортов, допускает нарушения антимонопольного законодательства в части недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, а также создания препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В кассационной жалобе ООО "Аэроджет-Толмачево" заявляет, что суды обеих инстанций смешивают понятия "авиатопливообеспечение" и "аэродромное обеспечение", что привело к неправильному выводу о необходимости получения ООО "Аэроджет-Толмачево" дополнительного сертификата.
ООО "Аэроджет-Толмачево" считает неправомерным непринятие во внимание письма Министерства транспорта Российской Федерации от 11.04.2008 N 01-03-03/1047, в котором указано, что при наличии сертификата соответствия на заправку воздушных судов, выданного в соответствии с ФАП N 89, получение сертификатов соответствия на осуществление аэродромного обеспечения не требуется.
ООО "Аэроджет-Толмачево" заявляет, что в нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) ОАО "Аэропорт Толмачево" отказывалось проводить подготовку и аттестацию водителей ООО "Аэроджет-Толмачево" по соблюдению правил движения топливозаправщиков на перроне аэродрома "Толмачево".
В судебном заседании представители ООО "Аэроджет-Толмачево" и ОАО "Аэропорт Толмачево" поддержали свои доводы и возражения на доводы кассационной жалобы.
Представитель УФАС по Новосибирской области в судебное заседание не явился.
ОАО "Аэропорт Толмачево" представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, УФАС по Новосибирской области рассмотрено заявление ООО "Аэроджет-Толмачево", поступившее из Новосибирской транспортной прокуратуры, с жалобой на отказ ОАО "Аэропорт Толмачево" в выдаче пропусков на проезд спецтехники и проход персонала на перрон аэродрома.
Решением УФАС по Новосибирской области от 24.07.2008 ОАО "Аэропорт Толмачево" признано нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции путем создания препятствий доступу ОАО "Аэроджет-Толмачево" на рынок по заправке авиатопливом воздушных судов в аэропорту "Толмачево".
С целью устранения нарушения ОАО "Аэропорт Толмачево" предписано оформить пропуски на спецтехнику и персонал ООО "Аэроджет-Толмачево" на перрон аэродрома Толмачево.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности решения и предписания УФАС по Новосибирской области по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Обжалуемыми решением и предписанием Управления ОАО "Аэропорт Толмачево" инкриминируется неправомерное требование к ООО "Аэроджет-Толмачево" по предоставлению документов, подтверждающих прохождение обязательной сертификации по пункту 1.3 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 N 121 (далее - ФАП N 121).
УФАС по Новосибирской области и ООО "Аэроджет-Толмачево" считают, что требования о предоставлении документов, подтверждающих прохождение обязательной сертификации по пункту 1.3 ФАП N 121 неправомерны, так как ФАП N 121 устанавливает сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, а ООО "Аэроджет-Толмачево" не осуществляет деятельность по аэродромному обеспечению.
ООО "Аэроджет-Толмачево" имеет сертификат на авиатопливообеспечение воздушных перевозок, предусмотренный Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утвержденных Приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 N 89 (далее - ФАП N 89).
В соответствии с абзацами 12 и 17 пункта 1.3 ФАП N 121 аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в том числе в себя: обеспечение подготовки и аттестации водителей и руководителей подъезда (отъезда) к воздушному судну по соблюдению правил движения спецмашин на перроне с выдачей допуска и обеспечение спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (далее - авиаГСМ) воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов.
Следовательно, доводы ООО "Аэроджест-Толмачево" о том, что деятельность по заправке воздушных судов, сливу авиаГСМ из баков воздушных судов не относится к аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов, регулируемой ФАП N 121, несостоятельны.
В соответствии с требованиями ФАП N 121 ОАО "Аэропорт Толмачево" обязано осуществлять контроль за законностью допуска и осуществления деятельности на территории аэродрома "Толмачево" сторонними организациями.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы ООО "Аэроджест Толмачево" и УФАС по Новосибирской области о намеренном недопущении ООО "Аэроджест" к деятельности по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов в связи с отсутствием у ООО "Аэроджет-Толмачево" сертификата соответствия по ФАП N 121, отсутствием у топливозаправщиков средств радиосвязи, отсутствием согласованной "Технологии взаимодействия" и отказе проводить обучение и аттестацию.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций о том, что аэропорт является зоной повышенной опасности и от надлежащего контроля соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего деятельность аэропортов, зависит безопасность полетов. Споры по выдаче пропусков на территорию аэропорта, установке радиосредств на спецтехнику подлежат рассмотрению в гражданско-правовом порядке.
Таким образом, требования ОАО "Аэропорт Толмачево" к ООО "Аэроджест-Толмачево" о предоставлении документов, подтверждающих прохождение обязательной сертификации по пункту 1.3 ФАП N 121, а также действия по контролю допуска к деятельности на территории аэродрома "Толмачево" соответствуют действующему законодательству и не являются нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки выводов судов об отсутствии в действиях ОАО "Аэропорт Толмачево" нарушений антимонопольного законодательства, отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 23.01.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13351/2008-41/288 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2009 г. N Ф04-2267/2009(5023-А45-23)(5002-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании