Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Пластинина И.В. и Шеповаловой О.А, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-9/2024 по апелляционной жалобе Белой Киры Игоревны на решение Челябинского областного суда от 3 апреля 2024 года, которым отказано в удовлетворении её административного искового заявления о признании не действующими нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения административного истца Белой К.И, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя административного ответчика, правительства Челябинской области Алешкиной О.А, также представляющей интересы заинтересованного лица, губернатора Челябинской области, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П утверждён Перечень единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Челябинской области (далее Перечень N731-П).
Данное постановление вместе с Перечнем опубликовано в газете "Южноуральская панорама", выпуск N 2 от 12 января 2013 года.
В пункте 15 Перечня указано место проведения подобного рода мероприятий: "Сквер трёх поколений в г.Магнитогорске".
Пунктом 1 постановления правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года N348-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П", пункт 15 Перечня изложен в иной редакции, а именно местом проведения данных мероприятий был указан "сквер Победы" (подпункт 1); кроме того Перечень дополнен пунктом 15.1, согласно которому местом проведения указанных мероприятий поименован "сквер у памятника "Первая палатка" (подпункт 2).
Постановление правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года N348-П опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2017 года.
14 декабря 2017 года правительством Челябинской области принято постановление N658-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П", согласно которому пункт 15 исключён.
Постановление правительства Челябинской области от 14 декабря 2017 года N658-П опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 декабря 2017 года.
20 марта 2023 года правительством Челябинской области принято постановление N176-П "О признании утратившими силу некоторых постановлений правительства Челябинской области" (далее постановление N176-П от 20 марта 2023 года), в том числе признаны утратившими силу:
постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П "Об определении единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Челябинской области", постановление правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года N348-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П", постановление правительства Челябинской области от 14 декабря 2017 года N658-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П".
Постановление Правительства Челябинской области от 20 марта 2023 года N 176-П опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 марта 2023 года.
Постановлением правительства Челябинской области от 22 марта 2023 года N191-П утверждён Перечень единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Челябинской области (далее Перечень N191-П).
Постановление правительства Челябинской области от 22 марта 2023 года N191-П вместе с Перечнем опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2023 года.
В пункте 13 данного Перечня указано место проведения подобного рода мероприятий в г. Магнитогорске: "сквер у памятника "Первая палатка".
Белая Кира Игоревна обратилась в Челябинский областной суд с административным иском, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать не действующими со дня принятия пункт 13 Перечня, утверждённого постановлением правительства Челябинской области от 22 марта 2023 года N191-П, постановление правительства Челябинской области от 14 декабря 2017 года N658-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П", подпункт 1 пункта 1 постановления правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года N348-П "О внесении изменения в постановление правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года N731-П".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемыми нормами в г. Магнитогорске определено единственное место проведения публичных мероприятий в уведомительном порядке, которое расположено на окраине города с неудобной транспортной доступностью, что противоречит статье 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Кроме того произвольное исключение указанных мест из Перечня и произвольное включение в него иных мест проведения публичных мероприятий нивелирует гарантии реализации гражданами конституционного права, установленного статьёй 31 Конституции Российской Федерации.
Решением Челябинского областного суда от 3 апреля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований Белой К.И. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение суда отменить и принять новое судебное постановление, которым удовлетворить требования административного иска.
В обоснование жалобы административный истец ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Кроме того вывод суда, что проведение массовых мероприятий в Сквере трёх поколений может привести к нарушению прав и свобод иных лиц, поскольку указанный сквер города является местом отдыха горожан, а проведение публичных мероприятий в сквере Победы окажет негативное информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, является предположением, не основанным на собранных по делу доказательствах.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях), согласно статье 8 которого публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создаёт угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведённых мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
В соответствии с частью 3 статьи 3-1 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 40-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования проведения публичного мероприятия на территории Челябинской области", правительство Челябинской области определяет единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведённые места).
Отказывая Белой К.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты правительством Челябинской области в пределах полномочий, в установленной форме с соблюдением порядка официального опубликования, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, права административного истца не нарушают.
При определении специально отведённых мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведённых мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Как верно указал суд, субъект Российской Федерации не лишён права как на изменение количества специально отведённых мест, в том числе путём исключения конкретных мест из числа ранее установленных, так и на изменение их пространственно-территориального расположения по отношению к административно-территориальному делению г.Магнитогорска.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 7 июля 2016 года N 1428-О указал, что положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающие обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению специально отведённых мест, как следует из их содержания во взаимосвязи с иными его установлениями, имеют целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; они предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведённых местах общественного порядка и безопасности граждан и вместе с тем не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения; содержащиеся в них требования ориентируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на такое использование предоставленных им полномочий при определении пространственно-территориального расположения специально отведённых мест, которое наиболее полно отвечает природе и предназначению публичных мероприятий.
Суд пришёл к правильному выводу, что Конституционный Суд Российской Федерации предписал органам исполнительной власти субъекта федерации при определении специально отведённых для проведения публичных мероприятий мест исходить из необходимости их наличия как минимум в каждом городском округе или муниципальном районе субъекта Российской Федерации.
Судом обоснованно отклонён довод истцов о том, что сквер у памятника "Первой палатки" находится на окраине города в существенном удалении от общественно-делового центра и имеет неразвитую транспортную доступность.
Так суд указал, что сквер у памятника "Первая палатка" расположен в черте города Магнитогорска на пересечении улиц Комсомольская и Строителей. Общая площадь сквера составляет 5095 кв.м, из которых площадь пешеходной зоны составляет 3095 кв.м. В пределах пешей доступности находятся ГАУЗ "Детская больница г.Магнитогорска", МДОУ "Детский сад N 168 г.Магнитогорска", МОУ "СОШ N 48". На территории сквера отсутствуют детские площадки. Транспортная доступность обеспечена большим количеством автобусных (не менее 8), трамвайных (не менее 4) маршрутов. Данный сквер расположен на пересечении четырёх дорог города и максимально соответствует всем требованиям и нормам федерального законодательства.
Таким образом, транспортная возможность проследовать участникам публичных мероприятий к месту, определённому для этих целей, имеется.
В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Исходя из данного законоположения, а также части 1 статьи 3-1 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 40-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования проведения публичного мероприятия на территории Челябинской области", суд пришёл к обоснованному выводу, что исключение конкретного места из перечня специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий само по себе не лишает организатора такого мероприятия возможности самостоятельно предложить или определить иное место его проведения с учётом того, что выбор конкретной формы и места проведения публичного мероприятия является прерогативой его организатора.
Таким образом, исключением из перечня единых специального отведённых мест сквера Трёх поколений и сквера Победы уведомительный порядок проведения публичных мероприятий в таких местах заменён на разрешительный.
Также суд указал, что 14 сентября 2019 года Белой К.И. был проведён митинг в 20 метрах севернее памятника Первая палатка, а 3 ноября 2019 года ей было согласовано проведение митинга в сквере "Трёх поколений". Кроме этого административный истец проводил публичные мероприятия и в иных местах г.Магнитогорска.
При таком положении, суд сделал вывод, что административный истец не был лишён права на проведение публичных мероприятий как в специально установленном месте (сквер у памятника "Первой палатки"), так и в иных местах, в том числе в сквере "Трёх поколений", который был исключён из специально отведённых мест.
Оценивая доводы административного истца о произвольности постановления правительства Челябинской области от 27 июня 2017 года N 348-П, которым сквер "Трёх поколений" был заменён на "сквер Победы", а также дополнительно указан сквер у памятника "Первая палатка", административный ответчик руководствовался сведениями, представленным администрацией г.Магнитогорска, а именно, об ограниченной транспортной доступности сквера "Трёх поколений" - наличием одного транспортного маршрута на дату принятия оспариваемого постановления, близким к этому скверу расположением детских и медицинских учреждений, нахождение в нём большого количества жителей близлежащих домов.
Данные обстоятельства могут привести к нарушению прав отдыхающих в данном сквере горожан, не имевших намерения принимать участие в публичном мероприятии.
Исключение из специально отведённых мест сквера Победы в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 14 декабря 2017 года N 658-П мотивировано обустройством на территории данного сквера Новогоднего ледового городка в соответствии с муниципальным контрактом от 4 декабря 2017 года.
При этом муниципальные контракты на возведение Новогоднего ледового городка в сквере Победы также заключались 12 ноября 2018 года, 11 ноября 2019 года, 3 ноября 2020 года, 26 октября 2021 года.
Таким образом, данный сквер использовался в иных целях, не связанных с проведением публичных мероприятий, поименованных в Законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Кроме того суд указал, что сквер Победы расположен на пересечении проспекта Пушкина и улицы Маяковского, общая площадь сквера составляет 13 239 кв.м, при этом примерная площадь зелёных насаждений - 8 767 кв.м, пешеходная зона - 4 472 кв.м, без учёта территории памятника. В непосредственной близости от сквера расположены ГБУЗ "Детская стоматологическая поликлиника г. Магнитогорска", МБУДО "Детская школа искусств N 1 г. Магнитогорска", ПАО "ММК" "Дворец культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе", МОУ "СОШ N 31 г. Магнитогорска", МБУДО "Спортивная школа олимпийского резерва "АТЛЕТ" г. Магнитогорска", МДОУ "Детский сад N 179 общеразвивающего вида", а также здание Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что проведение публичных мероприятий в сквере Победы может оказать информационно-психологическое воздействие на неопределённый круг лиц, в том числе и на несовершеннолетних.
При принятии постановления от 22 марта 2023 года N 191-П правительство Челябинской области исходило из того, что в рамках национального проекта по формированию комфортной городской среды в сквере Победы в 2019 году осуществлены работы по благоустройству территории, в том числе оборудованы детские площадки; в сквере Трёх поколений также осуществлены работы по благоустройству и оборудованы детские и спортивные площадки в 2022 году.
Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 части 2.1-1 статьи 8 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся здания и территории образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, детские и спортивные площадки.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о том, что включение территорий скверов Победы и Трёх поколений, на которых имеются детские и спортивные площадки, в перечень специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий, утверждённый постановлением правительства Челябинской области от 22 марта 2023 года N 191-П, противоречило бы вышеупомянутой норме федерального закона.
При таком положении, суд пришёл к выводу, что исключение из перечня специально отведённых мест в июне 2017 года сквера "Трёх поколений", в декабре 2017 года - сквера Победы, а также определение постановлением правительства Челябинской области от 22 марта 2023 года N 191-П сквера у памятника "Первая палатка" как специально отведённого места для проведения таких мероприятий, не является произвольным, соответствует требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле при его рассмотрении не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении иска следует признать законным и обоснованным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 3 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белой Киры Игоревны - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.