Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу Михайлова А.Е. на вступившие в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 года, руководитель департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлов А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Михайлов А.Е. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на предмет полноты реализации полномочий в лесной сфере, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении профилактических и надзорных мероприятий исполнения договорных обязательств, непринятии мер по инициированию расторжения договоров, взысканию неустойки с лесопользователей, в нарушение Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ненадлежащим образом реализуются полномочия по расчёту и взысканию экологического ущерба.
25 мая 2023 года Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) внесено представление в адрес исполняющего обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) содержащее требования о безотлагательном рассмотрении представления, принятии конкретных мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствовавших, рассмотрении вопроса о привлечении в установленном законом порядке к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, повлекших изложенные в представлении нарушения. В представлении содержатся требования о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры, о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру, о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
Указанное представление поступило Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) 29 мая 2023 года, а 13 июня 2023 года в адрес прокуратуры направлено уведомление о рассмотрения представления 14 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.
25 июля 2023 года заместителем министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплевым А.Н. в адрес Якутского природоохранного прокурора направлен ответ, который поступил в прокуратуру 01 августа 2023 года, с нарушением установленного срока. При этом, в ответе отсутствовали сведения о принятых мерах по ненадлежащему осуществлению полномочий по контролю за исполнением договорных обязательств, вследствие неисполнения арендаторами лесных участков обязанности по разработке проекта освоения лесов, не обеспечено своевременное принятие мер по взысканию неустойки за период с 11 мая 2017 года по 10 января 2023 года с ООО "Спортинг".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Михайлов А.Е. назначен на должность руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Действия должностного лица квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, о том, что к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже привлечён заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплев А.Н, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно отвергнуты как необоснованные.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 3.1.1, подпункту 17 пункта 3.1.2 должностного регламента государственного гражданского служащего, замечающего должность руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), руководитель департамента обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия), федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; осуществлять иные функции по вопросам, входящих в компетенцию департамента, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), приказами, распоряжениями и поручениями руководства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В пунктах 1, 3 приказа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2022 года N 441-к закреплено, что на руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е. возложена ответственность в части использования лесов и лесного хозяйства, возложена обязанность по усилению контроля за соблюдением сроков исполнения актов прокурорского реагирования, обеспечивать их своевременное рассмотрение и предоставление отчётов.
Таким образом, привлечение к административной ответственности заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Коноплева А.Н. за несвоевременное исполнение представления прокурора не освобождает Михайлова А.Е. от возложенной на него обязанности по исполнению представлений прокурора.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено руководителю департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлову А.Е. в пределах санкции статьи 17.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 декабря 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - руководителя департамента лесного хозяйства Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Михайлова А.Е, оставить без изменения, жалобу Михайлова А.Е. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения должностного лица к административной ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора, установленных федеральным законодательством. Нарушения, выявленные прокуратурой, касались недостаточного контроля за исполнением договорных обязательств в лесной сфере. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, а доводы жалобы признаны необоснованными.