Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника Мадазимова Анваржона Абдихалиловича - Шоназарова Хушбахта Фуркатовича, действующего на основании доверенности от 8 августа 2023 года на вступившее в законную силу постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Кыргызской Республики Мадазимова Анваржона Абдихалиловича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года гражданин Кыргызской Республики Мадазимов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путём самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2024 года ходатайство защитника Мадазимова А.А. - Шоназарова Х.Ф. о восстановлении процессуального оставлено без удовлетворения. Постановление вступило в законную силу.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Мадазимова А.А. - Шоназаров Х.Ф, действующий на основании доверенности от 8 августа 2023 года просит вступившее в законную постановление судьи городского суда изменить, переквалифицировав действия Мадазимова А.А. с части 1.1 статьи 18.8 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N. 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Кыргызской Республики Мадазимов А.А, въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в 5 часов 00 минут по адресу: "адрес" "адрес", "адрес" выявлен гражданин Кыргызской Республики Мадазимов А.А у которого отсутствовали документы, подтверждающие законность пребывания на территории Российской Федерации, и который уклонился от выезда за пределы территории Российской Федерации по истечении разрешённого срока пребывания (ДД.ММ.ГГГГ), чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Действия гражданина Кыргызской Республики Мадазимова А.А. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: рапортом полицейского ОВ ППСП Северо-Восточного ЛУ МВЛ России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2); протоколом об административном правонарушении, совершённом физическим лицом N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4); уведомление о прибытии иностранного гражданина (л.д.5-6); справкой ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.7-9).
В судебном заседании гражданин Кыргызской Республики Мадазимов А.А. вину в совершённом административном правонарушении признал.
В действиях гражданина Кыргызской Республики Мадазимова А.А. имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. С выводами судьи городского суда следует согласиться.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении гражданину Кыргызской Республики Мадазимову А.А. административного наказания судьёй городского суда требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, фактические обстоятельства дела учтены.
Из представленных материалов установлено, что гражданин Кыргызской Республики Мадазимов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ незаконно находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации не принимал.
Доводы жалобы о том, что заключённый гражданско-правовой договор является основанием для продления срока временного пребывания Мадазимову А.А. на территории Российской Федерации, основанием для отмены состоявшегося судебного акта не является, в силу следующего.
В рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз), учреждённого Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане ДД.ММ.ГГГГ) Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
23 декабря 2014 года в городе Москве подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно пункту 4 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мадазимова А.А. к административной ответственности) трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учётом положений настоящего Договора.
Положениями пункта 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе определено, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Из положений пункта 6-7 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе следует, что граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
Пунктом 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 прибыл на территорию Российской Федерации по миграционной карте (л.д.5).
ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ФИО2 заключён трудовой договор. Согласно пункту 2.1, трудовой договор действует в течение одного года (л.д.11), то есть до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес УВМ МВД по Республике Саха (Якутия) отдел внешней трудовой миграции работодателем Мадазимовым А.А. направлено уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином Мадазимовым А.А. (л.д.12-13).
Доказательств тому, что после ДД.ММ.ГГГГ между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ФИО2 в установленном законом порядке был заключён новый договор, либо пролонгирован срок трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлено.
Поступившее ДД.ММ.ГГГГ в ОВТМ УВМ уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о его пролонгации до конца марта 2023 года, поскольку миграционной службой срок законного пребывания гражданина Кыргызской Республики Мадазимова А.А. на территории Российской Федерации установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Представленные в материалы дела стороной защиты справки о доходах и суммах налога физического лица не подтверждают законного пребывания Мадазимова А.А. на территории Российской Федерации по состоянию после ДД.ММ.ГГГГ.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Наличие у привлекаемого лица к административной ответственности родственников, проживающих на территории Российской Федерации, безусловным основанием для изменения состоявшегося судебного акта не является, поскольку пребывая с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в отсутствие разрешительных документов, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка.
Выводы судьи городского суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено гражданину Кыргызской Республики Мадазимову А.А. правильно, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении гражданина Кыргызской Республики Мадазимова А.А. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Кыргызской Республики Мадазимова Анваржона Абдихалиловича оставить без изменения, жалобу защитника Мадазимова Анваржона Абдихалиловича - Шоназарова Хушбахта Фуркатовича - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России, и уклонение от выезда по истечении срока временного пребывания. Судебные акты были оставлены без изменений, так как доводы жалобы не подтвердили законность нахождения гражданина на территории страны.