Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - юрисконсульта отдела закупок краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" им. А.К. Пиотровича министерства здравоохранения Хабаровского края Дегтярева А.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края от 25 сентября 2023 года юрисконсульт отдела закупок краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" им. А.К. Пиотровича министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "ДККБ") Дегтярев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 01 марта 2024 года, постановление должностного лица административного органа изменено, административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей заменено на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Шашков А.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, дело возвратить на новое рассмотрение судье районного суда.
Юрисконсульт отдела закупок КГБУЗ "ДККБ" Дегтярев А.В, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, представил свои возражения на неё.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключённых заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведёт реестр контрактов, заключённых заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключённых в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключённых в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Перечень документов и информация, которые включаются в реестр контрактов, определены в части 2 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, в число которых входит информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта (пункт 10).
В силу части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днём соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днём подписания документа о приёмке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приёмке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трёх рабочих дней со дня, следующего за днём подписания таких контракта, соглашений и решения, в день подписания документа о приёмке.
Основанием для привлечения Дегтярева А.В. к административной ответственности по указанной статье послужили изложенные в постановлении должностного лица административного органа обстоятельства о том, что Дегтярев А.В, являясь юрисконсультом отдела закупок КГБУЗ "ДККБ", уполномоченным организовать включение в реестр контрактов информации о заключённых контрактах, в нарушение требований части 2, части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, не разместил в срок до 14 декабря 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок сведений о поступлении от Заказчика в адрес Поставщика претензии о нарушении сроков поставки товара с требованием уплаты неустойки по контракту N на поставку предметных стекол/слайдов для микроскопии ИВД, заключённому 04 августа 2022 года между КГБУЗ "ДККБ" и обществом с ограниченной ответственностью "Ким Медикал Тендер". Претензия об оплате неустойки от 07 декабря 2022 года была размещена в единой информационной системе 18 июля 2023 года.
Изменяя постановление должностного лица административного органа, судья районного суда указал, что поскольку Дегтярев А.В. ранее к административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере не привлекался, несвоевременное размещение в реестре контрактов единой информационной системы требования Заказчика об уплате неустойки за нарушение сроков поставки товара не повлекло каких-либо негативных последствий на нормальной деятельности КГБУЗ "ДККБ", рассматриваемым правонарушением не причинён вред и не возникла угроза причинения вреда личности, обществу или государству, отсутствует имущественный ущерб, совокупность юридически значимых обстоятельств позволяет в данном случае применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением.
С выводами судьи районного суда согласился судья краевого суда, оставив обжалуемое решение без изменения.
Между тем, указанные выводы нельзя признать законными и обоснованными в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии положениями части 3.5 статьи 4.1 и части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как усматривается из решения судьи районного суда, при разрешении вопроса о применении в отношении юрисконсульта отдела закупок КГБУЗ "ДККБ" Дегтярева А.В. положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, данных о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, признания им своей вины в качестве смягчающего обстоятельства, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также возникновения негативных последствий, влияющих на деятельность КГБУЗ "ДККБ", незначительного размера суммы неустойки.
Однако вопрос о наличии всей совокупности условий, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 данного Кодекса, для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в части таких обстоятельств как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда и имущественного ущерба неопределённому кругу лиц ввиду неисполнения должностным лицом Дегтяревым А.В. своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями законодательства, поскольку в период отсутствия информации о наличии требования об уплате неустойки по контракту N могло быть использовано другими участниками закупок, вводя при этом их в заблуждение о добросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя), и привести к необоснованному заключению контрактов с указанным поставщиком, судьёй районного суда не разрешался и никакой оценки не получил.
Доводы должностного лица административного органа об отсутствии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для замены привлечённому к административной ответственности лицу административного наказания в виде административного штрафа предупреждением также не проверены надлежащим образом судьёй краевого суда.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьями нижестоящих инстанций были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку по результатам рассмотрения настоящего дела вынесено постановление о признании должностного лица - юрисконсульта отдела закупок КГБУЗ "ДККБ" Дегтярева А.В. виновным в совершении описанного выше противоправного деяния с назначением ему административного наказания (производство по настоящему делу не было прекращено), то препятствий для отмены принятых по результатам рассмотрения жалоб на это постановление судебных актов и возвращения дела судье районного суда на новое рассмотрение не имеется, в связи с чем решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 марта 2024 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя председателя Комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Шашкова А.В. удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 12 декабря 2023 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 01 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - юрисконсульта отдела закупок краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" им. А.К. Пиотровича министерства здравоохранения Хабаровского края Дегтярева А.В, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, признав, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, связанном с ненадлежащим исполнением обязанностей по размещению информации в реестре контрактов, были допущены процессуальные нарушения. Дело направлено на новое рассмотрение для всестороннего и объективного выяснения обстоятельств.