Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника юридического лица Кукина Д.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 02 ноября 2022 года N, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 августа 2023 года, решение судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 02 ноября 2022 года N федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года, постановление должностного лица административного органа изменено, размер назначенного административного наказания снижен до "данные изъяты". В остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Кукин Д.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу постановления должностного лица и судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесённые техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В силу части 1 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, обеспечить приобретение за счёт собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно пункту 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты), работодатель обязан организовать надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты фиксируются записью в личной карточке учёта выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Как усматривается из представленных материалов, должностными лицами Государственной инспекции труда в Приморском крае в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России проведено расследование несчастного случая на производстве с работником ФИО, произошедшим 09 апреля 2022 года.
В ходе расследования было установлено, что работодателем введены в действие нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, утверждённые приказом начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Восточному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно личной карточке учёта выдачи средств индивидуальной защиты от 17 октября 2021 года оператору теплового пункта ЦТП N город Артем теплового хозяйства Производственного участка N жилищно-коммунальной службы N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по Восточному военному округу) ФИО. обязательные средства индивидуальной защиты не выданы.
По результатам расследования несчастного случая с работником ФИО ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, из которого следует, что должностное лицо ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России мастер КЖФ ФИО9 допустил на рабочее место пострадавшего ФИО без средств индивидуальной защиты, чем нарушил должностную инструкцию мастера от 03 июня 2019 года N 128, пункт 3.1.5 раздела 3 "Должностные обязанности": обеспечивать рабочих предусмотренной нормами специальной одеждой, индивидуальными средствами защиты, необходимыми материалами и инструментом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций учли, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведённым в настоящей жалобе, в том числе о том, дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной инспекции труда без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты судебными инстанциями и не ставят под сомнение наличие в деянии ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ниже низшего предела санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 02 ноября 2022 года N, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 30 августа 2023 года, решение судьи Приморского краевого суда от 12 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Кукина Д.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения юридического лица к административной ответственности за невыдачу средств индивидуальной защиты работникам, что привело к несчастному случаю. Судьи нижестоящих инстанций обоснованно отклонили доводы о незаконности возбуждения дела, установив наличие всех необходимых доказательств. Размер штрафа был снижен, но обжалуемые акты оставлены без изменений.