Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Слепцова Н.В. - адвоката Степановой О.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального образовательного бюджетного учреждения "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых" Слепцова Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2024 года, должностное лицо - директор муниципального образовательного бюджетного учреждения "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых" (далее - МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых", Учреждение) Слепцов Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Слепцова Н.В. - адвокат Степанова О.П. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность, просит прекратить производство по делу.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 названного Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трёх лет.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищённости).
В силу пункта 5 Требований к антитеррористической защищённости ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Подпунктом "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищённости установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвёртой категории опасности, осуществляются оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 31 указанных Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения комиссионной выездной проверки состояния антитеррористической защищённости объекта - МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых", расположенного по адресу: "адрес", были выявлены нарушения директором указанного Учреждения Слепцовым Н.В, требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, которое обеспечивает оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых" Слепцова Н.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судами обеих инстанций дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Управления образования окружной администрации города Якутска от 14 июля 2016 года N директором МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых" назначен Слепцов Н.В.
Согласно пункту 5.5.4. Устава МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых", утверждённой распоряжением Окружной администрации города Якутска от 30 декабря 2022 года N 3011р, директор осуществляет руководство текущей деятельности Учреждения на основании законов и иных правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), муниципальных нормативных актов городского округа "город Якутск", настоящего Устава и трудового договора.
Таким образом, директор МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых" Слепцов Н.В. обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия директора МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых" Слепцова Н.В. квалифицированы по части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что судами не верно вменено нарушение подпункта "д" пункта 24 Требований к антитеррористической защищённости, поскольку указанные в нём мероприятия распространяются на объекты четвёртой категории, а Учреждение, согласно паспорту безопасности МОБУ "Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых", относится к третьей категории опасности, считаю несостоятельными в силу следующего.
Пунктом 25 Требований к антитеррористической защищённости, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, предусмотрено осуществление и иных мероприятий.
Таким образом, действие пункта 24 Требований к антитеррористической защищённости распространяется так же и на объекты третьей категории опасности.
Иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о том, что Учреждение оборудовано системой оповещения, о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, являлись предметом проверки судей нижестоящих инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведённым в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность, вынесенных по данному делу актов.
Выражая несогласие с оценкой установленных судами обстоятельств, заявитель иных доводов, чем те, которые были отвергнуты как необоснованные, не подтверждённые материалами дела, не приводит.
Постановление мирового судьи и решение судьи городского суда должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.
Порядок и срок привлечения Слепцова Н.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Слепцову Н.В. назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 48 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2024 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора муниципального образовательного бюджетного учреждения "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых" Слепцова Н.В, оставить без изменения, жалобу защитника Слепцова Н.В. - адвоката Степановой О.П. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения директора образовательного учреждения к административной ответственности за отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией, что нарушает требования антитеррористической защищённости. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения, доводы жалобы признаны несостоятельными.