Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области к Левчуку Юрию Профировичу о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее - УФНС России по Магаданской области) обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просило взыскать с Левчук Ю.П. пени по транспортному налогу за период с 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 4 рублей 80 копеек; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год - 346 рублей, пени - 69 копеек; пени по налогу на доходы физических лиц за период с 17 июля 2018 года по 15 июля 2020 года - 892 рубля 88 копеек; недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2017 - 2021 годы - 149 120 рублей 54 копейки, пени - 23 870 рублей 48 копеек; недоимку по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за 2017 - 2021 годы - 34 166 рублей, пени - 5 150 рублей 11 копеек, всего на общую сумму 213 551 рубль 50 копеек.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 9 июня 2023 года административные исковые требования УФНС России по Магаданской области удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 9 июня 2023 года в части взыскания с Левчука Ю.П. в пользу УФНС России по Магаданской области недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период 2017 - 2020 годы в общем размере 142 412 рублей 54 копейки и пени в общем размере 27 955 рублей 14 копеек отменено, в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований. Решение суда в части размера пени по налогу на доходы физических лиц, размера государственной пошлины изменено, взысканы с Левчука Ю.П. пени по налогу на доходы физических лиц в размере 879 рублей 84 копейки, в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" государственная пошлина в размере 1 067 рублей 10 копеек. Решение суда изменено в части общей суммы взыскания, которая уменьшена до 43 170 рублей 78 копеек. Решение суда в части взыскания с Левчука Ю.П. в пользу УФНС России по Магаданской области пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года в размере 4 рублей 80 копеек; налога на имущество физических лиц за 2020 год - 346 рублей и пени за период со 2 декабря 2021 года по 9 декабря 2021 года - 69 копеек; недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда за 2021 год - 32 448 рублей и пени за период с 11 января 2022 года по 17 марта 2022 года - 845 рублей 81 копейки, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год - 8 426 рублей и пени за период с 11 января 2022 года по 17 марта 2022 года - 219 рублей 64 копейки, оставлено без изменения.
17 апреля 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФНС России по Магаданской области, поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 2 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года, и оставлении без изменения решения Магаданского городского суда Магаданской области от 9 июня 2023 года.
В обоснование своей позиции представитель УФНС России по Магаданской области сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, Левчук Ю.П. являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионного страхование и на обязательное медицинское страхование, поскольку с 1 декабря 2015 года по 22 февраля 2022 года являлся арбитражным управляющим. Считают, что представленная Левчуком Ю.П. декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой им указан код категории плательщика (арбитражный управляющий) 750, свидетельствует только о том, что в 2017 году им получен доход от данного вида деятельности, но никак не свидетельствует о том, с какого периода данная деятельность осуществилась, и осуществлялась ли она в 2018, 2019, 2020, 2021 годах. Налоговый орган не может самостоятельно делать выводы о том, когда, какого числа Левчук Ю.П. приобрел статус арбитражного управляющего, а также прекратил указанную деятельность.
Определением заместителя председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохова А.П. от 18 апреля 2024 года кассационная жалоба УФНС России по Магаданской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции для доклада судье Зайцевой О.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Левчук Ю.П. в период с 6 декабря 2013 года по 12 января 2022 года являлся арбитражным управляющим.
Кроме того, Левчук Ю.П. имеет в собственности автомобили и недвижимое имущество, в связи с чем, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
17 октября 2019 года Левчук Ю.П. представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год по форме 3-НДФЛ, в которой указал, что им получен доход от деятельности арбитражного управляющего в размере 818 612 рублей, сумма исчисленного налога составила 102 520 рублей, 14 июля 2018 года им уплачена сумма в размере 85 135 рублей, недоимка составила 17 384 рублей.
УФНС России по Магаданской области Левчуку Ю.П. выставлено требование N 46571 об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 24 октября 2019 года в размере 17 384 рублей и пени в размере 2 014 рублей 81 копейки за период с 17 июля 2018 года по 23 октября 2019 года. Данная задолженность взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка N 7 Магаданского судебного района от 16 января 2020 года N 2а-118/7-2020, и уплачена Левчук Ю.П. 10 июля 2020 года.
УФНС по Магаданской области направило Левчуку Ю.П. требование N 4629 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней по состоянию на 18 марта 2022 года, а именно: недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 17 384 рублей и пени 892 рубля 88 копеек; страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 23 400 рублей, за 2018 год - 26 545 рублей, за 2019 год - 29 354 рублей, за 2020 год - 32 448 рублей, за 2021 год - 32 448 рублей; страховых взносов на ОМС в фиксированном размере: за 2017 год в размере 4 590 рублей; за 2018 год - 5 840 рублей; за 2019 год - 6 884 рубля, за 2020 год - 8 426 рублей; за 2021 год - 8 426 рублей, а также пени по страховым взносам на ОПС и по страховым взносам на ОМС
на недоимку за 2017 год, 2018 год, 2019 год, 2020 год, 2021 год, со сроком уплаты до 15 апреля 2022 года, которое получено им 29 марта 2022 года.
УФНС России по Магаданской области направило Левчуку Ю.П. требование N 7026 об уплате недоимки по страховым взносам на ОПС по состоянию на 26 апреля 2022 года со сроком уплаты до 1 июля 2020 года, в размере 4 925 рублей 54 копейки и пени в размере 735 рублей 31 копейки, со сроком до 18 мая 2022 года, которое получено 27 апреля 2022 года.
УФНС по Магаданской области направило Левчуку Ю.П. налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 56376162 об уплате за 2020 год транспортного налога в размере 2 400 рублей, налога на имущество физических лиц - 346 рублей, которое им получено 22 сентября 2021 года.
Транспортный налог уплачен 29 декабря 2021 года в полном объеме.
УФНС России по Магаданской области Левчуку Ю.П. направлено требование от 10 декабря 2021 года N 43736 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 346 рублей и пени в размере 69 копеек, а также пени по транспортному налогу в размере 4 рублей, со сроком исполнения до 11 января 2022 года, которое им получено 11 декабря 2021 года.
Судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка N 7 Магаданского судебного района от 21 июня 2022 года N 2а-3046/7-2022 с Левчука Ю.П. в пользу УФНС России по Магаданской области взысканы: пени по транспортному налогу в размере 4 рублей 80 копеек, недоимка по налогу на имущество физических лиц - 346 рублей и пени - 69 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц - 892 рубля 88 копеек, недоимка по страховым взносам на ОПС - 149 120 рублей 54 копейки и пени - 23 870 рублей 48 копеек, недоимка по страховым взносам на ОМС - 34 166 рублей и пени - 5 150 рулей 11 копеек, который отменен определением мирового судьи от 14 сентября 2022 года.
С настоящим административным иском УФНС России по Магаданской области обратилось в суд 14 марта 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы, и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога (страхового сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (страхового сбора), и по общему правилу прекращается с его уплатой (пункты 2, 3, 4 статьи 44 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, арбитражные управляющие.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из смысла статей 357, 358 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. В силу положений пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства, с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности, закреплен в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Принимая решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком в установленный законом срок не уплачен транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2020 год, налог на доходы физических лиц за 2017 года; страховые взносы на ОПС за 2017 - 2021 годы; страховые взносы на ОПС за 2019 год (со сроком уплаты до 1 июля 2020 года); страховые взносы на ОМС за 2017 - 2021 годы, пени, которые подлежат взысканию. При этом суд указал на то, что налоговым органом соблюден порядок и сроки взыскания вышеуказанных недоимки и пеней.
Отменяя и изменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, сослался на положения Налогового кодекса Российской Федерации, и, согласившись с выводами суда первой инстанции в части взыскания с Левчука Ю.П. пени по транспортному налогу в размере 4 рублей 80 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц - 346 рублей и пени - 69 копеек, недоимки по страховым взносам на ОПС за 2021 год, недоимки по страховым взносам на ОМС за 2021 год в размере 8 426 рублей и пени - 219 рублей 64 копейки, пришел к правильному выводу об отмене решение суда в части взыскания с Левчука Ю.П. в пользу УФНС России по Магаданской области страховых взносов на ОПС и на ОМС за 2017-2020 годы в общей сумме 142 412 рублей 54 копейки и пеней - 27 955 рублей 14 копеек и отказе в удовлетворении требований в данной части (нарушение налоговым органом трехмесячного срока направления требования), а также изменении размера пеней по налогу на доходы физических лиц, взыскав 879 рублей 84 копейки (уплата Левчук Ю.П. суммы недоимки). Как следствие суд апелляционной инстанции изменил общую сумму взыскания до 43 170 рублей 78 копеек, снизив взысканную государственную пошлину до 1 067 рублей 10 копеек.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда пришла к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в апелляционном определении.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем УФНС России по Магаданской области, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемом судебном акте выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу заявителем не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы сторон, при рассмотрении и разрешении административного дела судом правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе заявитель по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как не содержат правовых оснований к его отмене, по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов суда по существу спора.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.