Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сёмина Виктора Андреевича - ФИО7 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 30 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Сёмина Виктора Андреевича к министерству строительства и жилищной политики Камчатского края, врио министра строительства и жилищной политики Камчатского края Фирсову А.В. об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сёмин В.А. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с вышеназванным административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищной политики Камчатского края (далее - Министерство) и просил признать незаконным решение административного ответчика от 10 марта 2023 года N 32/1235 об отказе в предоставлении социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае; возложить на Министерство обязанность устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов путем предоставления данной социальной выплаты, сославшись в обоснование заявленных требований на отсутствие оснований для отказа в предоставлении указанной социальной выплаты, поскольку на момент обращения с заявлением 18 сентября 2018 года он соответствовал требованиям, указанным в подпункте "б" пункта 1 части 2 Порядка предоставления социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае.
Определением суда от 4 августа 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио министра строительства и жилищной политики Камчатского края Фирсов А.В.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 30 ноября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Сёмина В.А. отказано.
6 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Сёмина В.А. - ФИО7, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 23 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемых судебных актов, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции представитель Сёмина В.А. - ФИО7 сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент подачи заявления на участие в подпрограмме 7 "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования" Государственной программы Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края" 18 сентября 2018 года Сёмин В.А. соответствовал требованиям, изложенным в подпункте "б" пункта 1 части 2 Порядка, что его заявление должно было быть рассмотрено 18 декабря 2018 года, что в 2023 году оно должно было быть рассмотрено в пределах документов, приложенных к заявлению, без истребования дополнительных документов (изменения в Порядок были внесены намного позднее).
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А. от 13 мая 2024 года кассационная жалоба представителя Сёмина В.А. - ФИО7 передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года N 520-П утверждена государственная программа Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края" (далее - Программа).
Приложением 11 к Программе утвержден Порядок предоставления социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в Камчатском крае в рамках подпрограммы 7 "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования" (далее - Порядок).
Согласно части 2 Порядка социальная выплата предоставляется, в том числе, гражданам, в составе семьи которых 3 и более несовершеннолетних детей и обеспеченность общей площадью жилого помещения которых составляет менее площади жилого помещения, установленной частью 4 настоящего Порядка.
Частью 4 Порядка предусмотрено, что площадь жилого помещения, используемая для расчета обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения и для расчета размера социальной выплаты, устанавливается для семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 кв.метров общей площади жилого помещения на 1 человека.
Предоставление социальных выплат гражданам в соответствии с настоящим Порядком осуществляется Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края (далее - Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующие цели Министерству (часть 13 Порядка).
В силу частей 14 и 15 Порядка, Министерство формирует список претендентов на получение социальной выплаты (далее - список) по форме, установленной приказом Министерства. Список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой подачи гражданином документов, предусмотренных частью 19 настоящего Порядка.
Согласно части 19 Порядка решение о предоставлении социальной выплаты принимается по результатам рассмотрения следующих документов, представляемых гражданами в Министерство, в частности, документов, удостоверяющих личность совместно проживающих членов семьи гражданина, справку о составе семьи гражданина, а также копии свидетельства о рождении ребенка (детей), копии свидетельства о заключении брака и копии документа, подтверждающего постоянное проживание по месту жительства в Камчатском крае (пункт 3); правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 6); документа, подтверждающего обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения (предоставляется гражданином в добровольном порядке либо запрашивается Министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся необходимые сведения) (пункт 7).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18 сентября 2018 года Сёмин В.А. обратился в министерство строительства Камчатского края с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения в Камчатском крае, предоставив копии соответствующих документов. Сёмин В.А. был включен в список претендентов на получение социальной выплаты.
29 сентября 2020 года министерство строительства Камчатского края переименовано в министерство строительства и жилищной политики Камчатского края.
Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края в целях уточнения поданных сведений обратилось к Сёмину В.А. с просьбой о предоставлении необходимых документов, в срок до 3 февраля 2023 года.
На заседании Комиссии по предоставлению социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае 22 февраля 2023 года принято решение о не предоставлении Сёмину В.А. социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилыми помещениями, превышающими норму, установленную пунктом 3 части 4 Порядка.
Так, согласно выписки из ЕГРН, представленной филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Камчатскому краю 10 февраля 2023 года, по состоянию на 8 февраля 2023 года Сёмину В.А. на праве собственности принадлежало 3 жилых помещения общей площадью 213, 6 кв.м, что при составе семьи из 6 человек превышает установленную нормы в 18 кв.м (на 1 члена семьи приходится 36, 6 кв.м.).
Решением министерства строительства и жилищной политики Камчатского края, изложенным в письме от 10 марта 2023 года N 32/1235, Сёмину В.А. отказано в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на пункт 1 части 22 Порядка предоставления социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае, со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения в 213, 6 кв.м, что превышает нормы обеспеченности общей площадью жилого помещения, установленные пунктом 1 части 2 Порядка.
13 марта 2023 года Сёмин В.А. обратился с заявлением к врио министра строительства и жилищной политики Камчатского края, который сообщением от 11 апреля 2023 года согласился с решением министерства строительства и жилищной политики Камчатского края об отсутствии у заявителя права на получение социальной выплаты.
Согласно части 22 Порядка, основанием для отказа в предоставлении гражданину социальной выплаты является, в том числе несоответствие гражданина условиям, предусмотренным частью 2 настоящего Порядка.
Из части 24 Порядка следует, что Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения рекомендательного характера об отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты принимает решение об отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты и письменно и уведомляет об этом гражданина.
Аналогичный Порядок предоставления социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае регулировался Приложением 12 к Программе, на дату подачи Сёминым В.А. заявления.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, сославшись на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Государственной программы Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года N520-П, исходили из обеспеченности семьи Сёмина В.А. жилой площадью превышающей норму, установленной пунктом 3 части 4 Порядка предоставления социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в Камчатском крае, на момент принятия решения о предоставлении социальной выплаты.
При этом, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о пропуске Сёминым В.А. срока на обращение в суд и исключил его из мотивировочной части.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды Камчатского края пришли к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Сёминым В.А. и его представителем ФИО7, в том числе в своей кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу заявителем кассационной жалобы не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам заявителя, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учетом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационной жалобе заявитель по существу просит дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Право Сёмина В.А. на получение социальной выплаты, вопреки доводам кассационной жалобы, должно быть подтверждено на дату заседания Комиссии и принятия ею соответствующего решения, а не на момент подачи им заявления на участие в подпрограмме 7 "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования" Государственной программы Камчатского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края".
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы заявителя, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сёмина Виктора Андреевича - ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.