Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы Правительства Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к Правительству Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, заинтересованные лица: министерство финансов Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения представителей Правительства Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерства природных ресурсов Хабаровского края, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения относительно доводов кассационных жалоб прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ Хабаровского края), выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образованных на территории Хабаровского края; возложить на Правительство Хабаровского края, министерство ЖКХ Хабаровского края обязанность принять за счет казны в пределах имеющихся полномочий меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории Хабаровского края, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований, что несмотря на установленный действующим законодательством об отходах производства и потребления запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в Хабаровском крае функционирует всего 2 принимающих от населения объекта размещения отходов, при потребности в 77 таких объектах, а действующие на территории края региональные программы, предусматривающие строительство на территории края объектов размещения отходов, исполняются неэффективно, сроки их реализации переносятся.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска от 11 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство природных ресурсов Хабаровского края, министерство финансов Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования первого заместителя Амурского бассейнового прокурора удовлетворены в части. Признано незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, министерства ЖКХ Хабаровского края, выраженное в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр. На Правительство Хабаровского края, министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность принять, в пределах имеющихся полномочий, и в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2024 года в удовлетворении заявления министерства ЖКХ Хабаровского края, Правительства Хабаровского края о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года отказано.
6 мая 2024 года и 3 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационная жалоба Правительства Хабаровского края, кассационная жалоба министерства ЖКХ Хабаровского края, поданные через Центральный районный суд города Хабаровска 23 апреля 2024 года и 23 мая 2024 года соответственно, в которых ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года, и оставлении в силе решения Центрального районного суда города Хабаровска от 19 сентября 2023 года.
В обоснование своей позиции представители Правительства Хабаровского края и министерства ЖКХ Хабаровского края сослались на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Так, по мнению заявителей кассационных жалоб, суд апелляционной инстанции не конкретизировал, в чем заключается бездействие, какие полномочия (меры) не выполнил каждый из административных ответчиков, какое имеется правовое основание для их совершения, что приводит к затруднению исполнения решения суда и его неопределенности. Заявители указали, что суд апелляционной инстанции оценил эффективность/неэффективность принимаемых административными ответчиками мер и не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, подтверждающим совершение административными ответчиками действий по созданию нормативной базы, формированию Перечня объектов обращения с ТКО, проведению конкурсов по определению региональных операторов, проработке вопроса строительства объектов обращения с ТКО; суд апелляционной инстанции не установилфакт уклонения исполнительных органов края от заключения концессионных соглашений и не выяснил вопрос исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, необходимых для организации деятельности по обращению с ТКО, в том числе по выделению земельных участков под проектирование и строительство объектов обращения с ТКО, не привлек органы местного самоуправления к участию в деле. Оспариваемое апелляционное определение фактически направлено на вмешательство в деятельность публичного органа.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой О.А. от 13 мая 2024 года, от 17 мая 2024 года и от 3 июня 2024 года кассационные жалобы Правительства Хабаровского края и министерства ЖКХ Хабаровского края переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи в Центральном районном суде города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационные жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав пояснения представителей Правительства Хабаровского края, министерства ЖКХ Хабаровского края, министерства природных ресурсов Хабаровского края, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, изучив письменный отзыв министерства финансов Хабаровского края, письменные возражения и.о.Амурского бассейнового природоохранного прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - (Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
На территории Хабаровского края принят и действует Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", согласно которому к полномочиям Правительства края в области обращения с отходами относятся: утверждение региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории края; участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; установление полномочий отраслевых органов исполнительной власти края в области обращения с отходами; принятие в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативных правовых актов края; определение в программах социально-экономического развития края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; утверждение территориальной схемы обращения с отходами; осуществление иных полномочий в области обращения с отходами, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и края (часть 1 статьи 4).
Постановлением Правительства Хабаровского края утверждено Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр, согласно которому министерство ЖКХ Хабаровского края, в том числе, обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с ТКО, за исключением функций регионального государственного контроля (надзора) и тарифного регулирования, в том числе: рассматривает и утверждает инвестиционные программы в области обращения с ТКО и осуществляет контроль за их реализацией; проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО; заключает соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО, выбранным по результатам конкурсного отбора; организует работу по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами; устанавливает порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с ТКО без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе его отказа от осуществления деятельности; утверждает план мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, и осуществляет его реализацию (пункт 3.106).
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года N 736-рп утверждена региональная программа Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" на 2018 - 2028 годы, ответственными исполнителя которой являются министерство ЖКХ Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Согласно приложению N 4 "Прогнозный перечень планируемых к строительству объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО" к региональной программе, сроки проведения работ по строительству, реконструкции, модернизации 80 объектов определены на период с 2020 года по 2028 год.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, выявлена ненадлежащая реализация органами исполнительной власти Хабаровского края, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ полномочий, в связи с чем внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства: 7 апреля 2022 года в адрес Губернатора Хабаровского края, в котором предложено в том числе принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствовавших; обеспечить надлежащую реализацию полномочий органами исполнительной власти Хабаровского края по стимулированию строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО; 4 мая 2023 года в адрес министерства ЖКХ Хабаровского края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 N 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края, которой определено 13 зон деятельности, расположенных на территории Хабаровского края: N 1 - городской округ "Город Хабаровск", муниципальный район имени Лазо; N 2 - городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", Гайтерское сельское поселение, сельское поселение "Село Новый Мир", сельское поселение "Село Пивань", сельское поселение "Село Верхняя Эконь", Гайтер-1 Комсомольского муниципального района; N 3 - Хабаровский муниципальный район; N 4 - сельское поселение "Поселок Молодежный", сельское поселение "Село Хурба", сельское поселение "Село Большая Картель", Селихинское сельское поселение, территория Комсомольск-31 Парин Комсомольского муниципального района; N 5 - Бикинский муниципальный район; N 6 - Вяземский муниципальный район; N 7 - Нанайский муниципальный район; N 8- городское поселение "Город Амурск", сельское поселение "Село Омми", Вознесенское сельское поселение Амурского муниципального района; N 9 - Эльбанское городское поселение, сельское поселение "Село Ачан", сельское поселение "Село Джуен", Болоньское сельское поселение, Литовское сельское поселение, Санболинское сельское поселение, Падалинское сельское поселение Амурского муниципального района; N 10 - Солнечный муниципальный район; N 11 - Де-Кастринское сельское поселение Ульчского муниципального района; N 12 - Комсомольский муниципальный район (за исключением муниципальных образований, входящих в зоны деятельности NN 2, 4), Верхнебуреинский муниципальный район, Аяно-Майский муниципальный район, Ванинский муниципальный район (за исключением муниципальных образований, входящих в зону деятельности N 13), Николаевский муниципальный район, Охотский муниципальный район, муниципальный район им.
Полины Осипенко, Тугуро-Чумиканский муниципальный район, Ульчский муниципальный район (за исключением муниципального образования, входящего в зону деятельности N 11); N 13 - Советско-Гаванский муниципальный район, городское поселение "Рабочий поселок Ванино", городское поселение "Рабочий поселок Октябрьский", сельское поселение "Поселок Монгохто", сельское поселение "Поселок Токи", Даттинское сельское поселение Ванинского муниципального района.
Согласно ответам Правительства Хабаровского края от 6 мая 2022 года, министерства ЖКХ Хабаровского края от 8 июня 2023 года, от 12 июля 2023 года, министерством ЖКХ Хабаровского края неоднократно проводились конкурсные отборы региональных операторов по территориям зон деятельности; проводилась работа по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов обращения с ТКО.
Так, заключены соглашения с региональными операторами: от 19 октября 2021 года с ООО ФИО5 сроком на 10 лет (зона деятельности N 1); от 26 декабря 2022 года ООО ФИО6 сроком на 10 лет (зона деятельности N 3); от 4 сентября 2023 года ООО ФИО7 сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 5); от 4 сентября 2023 года ООО ФИО7 сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 6); от 4 сентября 2023 года ООО ФИО10 сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 8); от 4 сентября 2023 года ООО ФИО11 сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 9); от 4 сентября 2023 года ООО ФИО9 сроком на 10 месяцев и 15 дней (зона деятельности N 10).
По иным зонам деятельности письма от юридических лиц о присвоении статуса регионального оператора без проведения конкурса и заключении соглашения не поступали; конкурсный отбор регионального оператора по зоне деятельности N 13 был 27 июня 2023 года отменен, в связи с возникшей необходимостью корректировки документации об отборе; признаны несостоявшимися конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов по обезвреживанию ТКО на территориях Литовского сельского поселения Амурского муниципального района, сельского поселения "Село Аян", Аимского сельского поселения, Джигдинского сельского поселения, Нельканского сельского поселения Аяно-Майского муниципального района, сельского поселения "Село Чумикан" Тугуро-Чумиканского муниципального района, объекта на обработке и захоронению ТКО на территории Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района, объекта по обработке и захоронению ТКО на территории Бикинского муниципального района, в связи отсутствием поданных заявок; инвестиционным советом одобрены концепции реализации концессионных проектов на территории Верхнебуреинского, Нанайского, Солнечного и имени Полины Осипенко районов, ведется подготовка конкурсной документации; планируется обеспечить инсинераторными установками отдаленные территории Хабаровского муниципального района зону деятельности N 12.
Государственные контракты, заключенные КГКУ ФИО12 в целях проектирования и строительства объектов по обращению с ТКО, 20 апреля 2020 года N ОК 19/04 с ООО ФИО13, 24 апреля 2020 года N ОК 22/04 с ООО ФИО14, 5 ноября 2020 года N 40/11 и 9 ноября 2020 года N 41/11 с ООО ФИО15, были расторгнуты по разным причинам, в том числе в судебном порядке; контракт N ОК 42/11 от 11 ноября 2020 года предусмотренные сроки не исполнен, строительство объекта до настоящего времени не начато.
Министерством ЖКХ Хабаровского края получены отказы на запросы, направленные в адрес собственников полигонов, расположенных в граничащих с Хабаровским краем субъектах Российской Федерации, а также направленные в адрес собственников ведомственных полигонов, о возможности размещения ТКО, образуемых на территориях населенных пунктов края.
В период с 2019 года по 2022 года в рамках реализации приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (далее - Приказ N 303), министерством ЖКХ Хабаровского края было рассмотрено 26 заявлений о включении в перечень, по 7 объектам направлены заявления в Минприроды России, по 6 из которых получены отрицательные заключения; по 19 заявлениям документы возвращены в связи с несоответствием требованиям Приказа N 303, один объект, расположенный в мкр. Старт городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", включен в перечень на основании заключения Минприроды России от 15 октября 2020 года N25/59 и распоряжения министерства ЖКХ Хабаровского края от 20 октября 2020 года N 1467-р.
Аналогичный порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765 (далее - Приказ N 765), во исполнение которого в адрес министерства ЖКХ Хабаровского края поступило одно заявление от администрации Ванинского муниципального района о включении Объекта в Перечень, по которому направлен отказ.
Между тем, меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории Хабаровского края приняты только для зон деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск"), N 3 (Хабаровский муниципальный район), на которых региональный операторы ООО ФИО5 и ООО ФИО6 выполняют обязанность по соблюдению схемы потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в связи с достаточным обеспечением указанных зон объектами обработки, утилизации, обезвреживания ТКО и объектами размещения ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В остальной части доказательств проведения работ по обеспечению зон деятельности NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 объектами, указанными в приложении N 4 "Прогнозный перечень планируемых к строительству объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО" к региональной программе, административными ответчиками не представлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств незаконного бездействия министерства ЖКХ Хабаровского края и Правительства Хабаровского края при реализации возложенных на них полномочий по организации деятельности по обращению с ТКО на территории края, указав, что прокурором не указаны конкретные меры, которые не были предприняты министерством ЖКХ Хабаровского края, и в чем именно выражено незаконное бездействие.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая решение о частичном удовлетворении административного иска прокурора, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, сославшись на положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Региональной программы Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" на 2018-2028 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2018 года N736-ра, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", исходил из того, что меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории Хабаровского края приняты только для зон деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск") и N 3 (Хабаровский муниципальный район); что объекты размещения отходов в рамках реализации долгосрочной региональной программы края в отдельных муниципальных образованиях до настоящего времени не оборудованы (не построены); что работа административных ответчиков по формированию и изменению перечня объектов размещения с ТКО на территории Хабаровского края ведется не в полном объеме, и пришел к правильному выводу о том, что министерством ЖКХ Хабаровского края, Правительством Хабаровского края допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации
деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории Хабаровского края в зонах деятельности NN 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, вовлекшее за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда пришла к соответствующим выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в апелляционном определении.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы суда апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителями Правительства Хабаровского края и министерства ЖКХ Хабаровского края, в том числе в своих кассационных жалобах, не представлено.
Изложенные в оспариваемом судебном акте выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационных жалобах по существу заявителями не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопреки доводам кассационных жалоб, судом апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы сторон, при рассмотрении и разрешении административного дела судом правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, в кассационных жалобах заявители по существу просят дать иную оценку обстоятельствам дела, а также имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, судом апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, подтверждающим совершение административными ответчиками действий по созданию нормативной базы, формированию Перечня объектов обращения с ТКО, проведению конкурсов по определению региональных операторов, проработке вопроса строительства объектов обращения с ТКО.
Довод кассационных жалоб об отсутствие бездействия со стороны административных ответчиков, а именно указание на проведение ими ряда мероприятий, направленных на строительство объектов размещения отходов, несостоятелен, поскольку не свидетельствует о принятии исчерпывающего комплекса мер в данной сфере правоотношений и их эффективности, с целью исключения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы кассационных жалоб о затруднении исполнения судебного акта суда ввиду его неопределенности по причине не указания в нем на то, в чем заключается бездействие административных ответчиков, какие полномочия (меры) не выполнил каждый из них и какое имеется правовое основание для их совершения, являются несостоятельными, поскольку судебный акт, не ограничивая самостоятельность административных ответчиков в решении вопросов, относящихся к их компетенции, направлен по понуждение их исполнить свои полномочия, установленные действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления на территории Хабаровского края, что в полной мере соответствует полномочиям суда, определенным пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.
Указание в кассационных жалобах на то, что суд апелляционной инстанции не выяснил вопрос исполнения органами местного самоуправления своих полномочий, необходимых для организации деятельности по обращению с ТКО, в том числе по выделению земельных участков под проектирование и строительство объектов обращения с ТКО, и не привлек органы местного самоуправления к участию в деле, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку данные доводы основаны на неправильной оценке заявителями характера спорных правоотношений. Вопрос о правах и обязанностях органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в пределах заявленных прокурором требований и оценки оспариваемого бездействия не разрешался. Сам по себе факт привлечения либо не привлечения органа местного самоуправления не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу, круг лиц определен судом исходя из предмета и основания заявленных требований.
Иные доводы кассационных жалоб не влекут отмену обжалуемого судебного постановления, так как не содержат правовых оснований к его отмене, по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов суда по существу спора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационных жалоб.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалоб, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, вопреки доводам кассационных жалоб, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Хабаровского края и министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.