Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г, судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения Мурашова С.А, поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, возражавшего относительно доводов кассационных жалоб ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Мурашов С.А. обратился в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре с административным исковым заявлением, просил взыскать с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 250 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что при поступлении в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю 7 января 2023 года он не был обеспечен пригодным для использования постельным бельём, полотенцем для личной гигиены, гигиеническим набором (зубная паста, туалетное мыло, станки для бритья). Гигиенический набор выдали спустя месяц, зубная щетка также не выдавалась, туалетную бумагу выдали одни раз за пять месяцев, в связи с чем он испытывал существенные неудобства при посещении бани, осуществлении ежедневных гигиенических процедур. Во время содержания в камере карантинного отделения N 27 административный истец не был обеспечен хозяйственным мылом, туалетной бумагой, гигиеническим набором, зубной пастой, предметами для уборки камеры, отсутствовал бак с питьевой водой и подставкой под него, урна для мусора, тазик для гигиенических целей и стирки белья. Окно в камере деревянное, форточка плотно не закрывалась, отсутствовала ручка-защёлка, стёкла треснутые. В камере было холодно, окно приходилось завешивать одеялом. В камере N 41, куда он был переведён 19 января 2023 года, сломаны деревянные полы, батарея без кронштейна, отсутствовал бачок с питьевой водой, бачок унитаза сломан, кабинка туалета небольшая, освещение не соответствовало стандартам. Камера находилась в аварийном состоянии, розетка находилась на противоположной стороне от стола, что не соответствует технике безопасност. Кровать изогнута, что вызвало боль в спине.
Определением суда от 18 июля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 января 2024 года административные исковые требования Мурашова С.А. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Мурашова С.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в размере 6 000 рублей.
6 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре 22 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме со ссылкой на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции представитель ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю указывает, что здания режимных корпусов ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю спроектированы и построены до вступления в силу Инструкции СП 17-02, Свода Правил 308.1325800.2017. В следственном изоляторе имеются альтернативные способы подачи горячей воды. По прибытии в учреждение административный истец был обеспечен средствами личной гигиены, в том числе зубной щеткой, что подтверждается ведомостью. Также представитель административных ответчиков выражает несогласие с размером присужденной судом компенсации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 мая 2024 года кассационная жалоба представителя ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
28 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца Мурашова С.А, поданная через канцелярию ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю в Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре 2 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и удовлетворении заявленных требований в полном объёме со ссылкой на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своей позиции административный истец указывает на несоразмерность взысканной компенсации причиненным ему действиями ответчиков нравственных страданий. Ссылается на допущенные судом апелляционной инстанции процессуальные нарушения, выразившиеся неорганизации в назначенное время и дату сеанса видеоконференц-связи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители ФКУ "СИЗО-2", УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В силу статей 23 и 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном КАС РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила), согласно пунктам 24, 26, 27 которых подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются в СИЗО для индивидуального пользования: постельными принадлежностями (простыни, наволочка, полотенца) и мягким инвентарем (матрац, подушка, одеяло) в соответствии с нормами вещевого довольствия, столовой посудой (тарелки глубокая и мелкая, кружка) столовыми приборами (ложка столовая) согласно установленным нормам обеспечения. По заявлению подозреваемого или обвиняемого при отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счете он обеспечивается следующими индивидуальными средствами гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва для индивидуального использования (для мужчин). Для общего пользования в камеры в расчёте на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; предметы для уборки камеры.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", утверждена минимальная норма материально-бытового обеспечения обвиняемых (мужчин) в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, включающего в себя: хозяйственное мыло - 200 граммов в месяц, туалетное мыло - 50 граммов в месяц, зубную пасту (порошок) - 30 граммов в месяц, зубную щетку - 1 штуку в 6 месяцев, одноразовую бритву - 6 штук в месяц, туалетную бумагу - 25 метров в месяц.
В соответствии с указанным Постановлением лицам, содержащимся под стражей, предусмотрена выдача одеяла байкового 1 штука на 2 года; матраца ватного или с синтетическим наполнителем 1 штука на 2 года; простыни 2 штуки на 1 год; подушки 1 штука на 2 года; наволочки 1 штука на 1 год; полотенца 1 штука на 1 год.
Пунктом 31 Приказа Минюста России от 4 июля 2022 года N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учётом их потребности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Мурашов С.А. с 7 января 2023 года содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю. 11 декабря 2023 года убыл в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Хабаровскому краю для отбытия наказания.
Согласно камерной карточке ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю по прибытии в следственный изолятор 7 января 2023 года Мурашов С.А. помещён в камеру N 01, с 18 января 2023 года по 27 апреля 2023 года содержался в камере N 41, с 27 апреля 2023 года по 25 июля 2023 года - в камере N 94, с 25 июля 2023 года - в камере N 90.
В камерной карточке зафиксировано, что по прибытии в следственный изолятор Мурашов С.А. был обеспечен матрацем (1 шт.), подушкой (1 шт.), одеялом (1 шт.), простыней (2 шт.), наволочкой (1 шт.), тарелкой (2 шт.), кружкой (1 шт.), ложкой (1 шт.).
В соответствии с ведомостями выдачи средств личной гигиены Мурашов С.А. в январе, феврале, мае, июне, июле и августе 2023 года получал туалетное мыло - 50 гр, зубную пасту - 30 гр, станок одноразовый - 6 шт. Туалетная бумага выдавалась в феврале и августе 2023 года.
При проведении прокуратурой проверок в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю в периоды с 30 января 2023 года по 7 апреля 2023 года и 23 июня 2023 года выявлены нарушения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в камере N 27: отсутствовали предметы для уборки, бачок с питьевой водой изношен и требует замены, неисправно дневное либо ночное освещение. Камера N 27 требует проведения ремонта, неисправен смеситель холодного водоснабжения, имеется негерметичность оконного проема (дует с улицы), неисправно ночное освещение, камера не обеспечена уборочным инвентарем, таз изношен и требует замены. Камеры NN 27, 41 требуют проведения ремонта. В указанных камерах имеются повреждения остекления либо оконные проемы имеют нарушение герметичности. В камере N 41 напольное деревянное покрытие также требует ремонта. На стенах и потолке камер выявлены следы грибковых образований.
Судами также установлено, что помещения камерного типа в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Хабаровскому краю оборудованы водопроводом холодного водоснабжения.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Мурашова С.А. суды, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, с учётом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих, что камеры содержания административного истца не соответствовали требованиям действующего законодательства, в том числе: отсутствие надлежащего освещения, нарушение снабжения подследственных лиц минимальными нормами материально-бытового обеспечения в части обеспечения Мурашова С.А. зубной щеткой и полотенцем, ежемесячного обеспечения средствами личной гигиены; отсутствие в камерах содержания административного истца горячей воды и необеспечение содержащихся в следственном изоляторе лиц горячей водой в ином порядке, пришли к выводу о том, что нахождение в таких камерах влечёт нарушение прав административного истца на охрану здоровья, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и благоприятную среду, исключающую вредное воздействие на человека, соответственно, причиняет нравственные страдания и является основанием для присуждения соответствующей компенсации.
При этом суды, принимая во внимание, что со стороны административного ответчика не представлено доказательств о том, где содержался административный истец в период с 7 по 8 января 2023 года, равно как и не представлено сведений о содержании его в камере карантинного отделения, содержание в которой в силу п.251 названных Правил является обязательным, признали доказанными обстоятельства содержания административного истца в камере N 27.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, а также кассационной жалобы Мурашова С.А. по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию сторон, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
При определении размера взыскиваемой в пользу Мурашова С.А. компенсации судами учитывались обстоятельства, при которых были допущены нарушения условий его содержания, характер и продолжительность нарушений, отсутствие доказательств возникновения негативных последствий для административного истца вследствие допущенных нарушений, в связи с чем с учетом принципов разумности и справедливости суд определилразмер компенсации в сумме 6 000 рублей.
Вопреки доводам кассационной жалобы ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю об отсутствии доказательств причинения Мурашову С.А. нравственных и физических страданий, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает необходимым отметить, что установление факта допущенных нарушений условий содержания под стражей уже является основанием для взыскания в пользу административного истца соответствующей компенсации.
Доводы кассационной жалобы Мурашова С.А. о нарушении его процессуальных прав в связи с неорганизацией апелляционным судом в назначенное время и дату сеанса видеоконференц-связи, являются необоснованными, поскольку в материалах административного дела отсутствуют какие-либо ходатайства Мурашова С.А. о проведении судебного заседания суда апелляционной инстанции с его участием с использованием видеоконференц-связи, и, соответственно, определение суда об организации такой связи с исправительным учреждением.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов по доводам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 14 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 января 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, Мурашова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.