Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области на решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 1 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 февраля 2024 года, принятые по административному делу N 2а-166/2023, по административному иску прокурора Макаровского района в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Макаровского района обратился в Макаровский районный суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" (далее - Комитет, КУМС МО "Макаровский городской округ") в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйного, объекта недвижимости: участка системы водоснабжения и водоотведения от колодца приемного рядом с котельной по "адрес" до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть"; возложить обязанность на КУМС МО "Макаровский городской округ" не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, и государственной регистрации прав заявление для постановки на учет объекта водоснабжения, не имеющего собственника: участка системы водоснабжения и водоотведения от колодца приемного рядом с котельной по "адрес" до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть".
В обоснование требований прокурор указал, что на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" находится объект недвижимости: участок системы водоснабжения и водоотведения от колодца приемного рядом с котельной по "адрес" до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть", которые в реестре муниципального имущества не значатся. Административным ответчиком меры по признанию их бесхозяйными не приняты. Ввиду отсутствия собственника имущества и непринятия мер по постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного нарушаются права неопределенного круга лиц, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред в результате аварийных ситуаций в процессе эксплуатации такого объекта.
Решением Макаровского районного суда Сахалинской области от 1 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 февраля 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие КУМС МО "Макаровский городской округ" в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости участка системы водоснабжения и водоотведения от колодца приемного рядом с котельной на "адрес" до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть".
На КУМС МО "Макаровский городской округ" возложена обязанность не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявление для постановки на учет объекта водоснабжения, не имеющего собственника: участка системы водоснабжения и водоотведения от колодца приемного рядом с котельной на "адрес" до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть". На КУМС МО "Макаровский городской округ" возложена обязанность в течение одного месяца со дня истечения установленного данным решением суда срока сообщить в Макаровский районный суд "адрес" и прокурору "адрес" об исполнении решения по данному административному делу.
15 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба КУМС МО "Макаровский городской округ", поданная через Макаровский районный суд Сахалинской области 22 апреля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения, поскольку судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что согласно действующему законодательству орган местного самоуправления вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке бесхозяйственных объектов на учет, вместе с тем указанное не является обязанностью.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2024 года кассационная жалоба КУМС МО "Макаровский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно договору безвозмездного пользования, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между КУМС МО "Макаровский городской округ" (ссудодатель) и ООО "Водоканал-Макаров" (ссудополучатель), ссудодатель передает ссудополучателю во временное пользование объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и использующиеся в хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению.
При этом участок водоснабжения и водоотведения от колодца приемного, расположенного рядом с котельной на "адрес", до здания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть" расположенного на "адрес", ООО "Водоканал-Макаров" передан не был.
В схеме водопроводных сетей муниципального образования "Макаровский городской округ" указанный участок водоснабжения и водоотведения отсутствует.
Судами установлено, что данный участок водоснабжения и водоотведения создан OKУ "Управление противопожарной службы Сахалинской области" для обслуживания отдельного поста ПЧ N ОСП "Макаровская пожарная часть" в "адрес". Вместе с тем, ОКУ "Управление противопожарной службы Сахалинской области" отказалось от права собственности на него, заявив об этом в письменном виде в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Удовлетворяя требования прокурора к КУМС МО "Макаровский городской округ", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления с в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Устава муниципального образования "Макаровский городской округ", установив, что спорный участок водоснабжения и водоотведения является бесхозяйным, КУМС МО "Макаровский городской округ" является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования "Макаровский городской округ", пришел к выводу о бездействии КУМС МО "Макаровский городской округ" в части непринятия в муниципальную собственность спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в - том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округу электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 этого же Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин, или юридическое лицо может отказаться от нрава собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, а также положения пункта "б" статьи 44 Устава муниципального образования "Макаровский городской округ", статьи 2 и 3 Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью МО "Макаровский городской округ" от 13 августа 2018 года N74, установив указанные выше обстоятельства, учитывая, что спорные объекты находятся на территории муниципального образования "Макаровский городской округ", учитывая отсутствие собственников указанного имущества, а также, то, что уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
В целом доводы кассационной жалобы, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 1 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.