Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2024 года, принятые по административному делу N 2а-4345/2023, по административному иску прокурора города Хабаровска к администрации города Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Хабаровска обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать бездействие администрации г.Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска по приведению в нормативное состояние межквартальных проездов, прилегающих к многоквартирным домам N N квартал ДОС в г. Хабаровске, в соответствии с требованиями п.2.1.2.1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N, незаконным; возложить на администрацию г. Хабаровска, управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска обязанность провести работы с целью устранения дефектов дорожного полотна межквартальных проездов в виде выбоин, неровностей, ям в соответствии с требованиями п.2.1.2.1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" от съезда ДОС "адрес" между торцевых сторон многоквартирных домов N и N, N и N, N и N, N и N в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению граждан по вопросу приведения в нормативное состояние межквартальных проездов, прилегающих к многоквартирным домам N N квартала ДОС в г. Хабаровске, в ходе которой установлено, что дорожная одежда межквартальных проездов, имеющая асфальтобетонное покрытие, находится в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Указанными межквартальными проездами пользуются не только жильцы многоквартирных домов N N, N квартала ДОС в г. Хабаровске, но и неопределенный круг лиц для проезда и прохода к расположенным в указанном районе жилым домам, социальным объектам (Российский государственный университет правосудия, детская школа искусств N, частный детский сад, средняя школа N, спортивный зал "Prime Gym", детский сад комбинированного вида N, поликлиника N), а также транспортные средства специального назначения (скорая помощь, полиция, пожарная служба и прочее), в связи с чем указанные проезды являются объектами транспортной инфраструктуры и на них распространяется действие ГОСТ Р 50597- 2017. Несвоевременное принятие администрацией города Хабаровска и управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска мер по надлежащему содержанию межквартальных проездов влечет нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и на благоприятные условия проживания, что может привести к причинению вреда здоровью, повреждению личного имущества граждан, юридических лиц, муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Единый город", ООО "Восточное".
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2024 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации г.Хабаровска, выразившееся в ненадлежащем содержании участков внутриквартальных проездов, расположенных между торцевыми сторонами домов N и N, N и N, N и N, N и N квартала ДОС (Большой Аэродром) г.Хабаровска.
На администрацию города Хабаровска возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по устранению выбоин и просадок на всем протяжении участков внутриквартальных проездов, расположенных между торцевыми сторонами домов N и N, N и N, N и N, N и N квартала ДОС (Большой Аэродром) "адрес".
В удовлетворении административных требований к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска отказано.
15 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Железнодорожный районный суд города Хабаровска 3 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что спорные внутриквартальные проезды на праве муниципальной собственности городского округа "города Хабаровск" не зарегистрированы, в реестре муниципального имущества не значатся. Учитывая сведения публичной кадастровой карты города Хабаровска, схемы разграничения земельных участков спорные внутриквартальные проезды находятся на территории многоквартирных жилых домов, следовательно, обязанность по надлежащему содержанию спорного проезда возложена на УК ООО "Единый город", УК ООО "Восточное".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2024 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с обращениями в прокуратуру г.Хабаровска жильцов многоквартирных домов N N квартала ДОС в г. Хабаровске по вопросу ремонта внутриквартальных проездов, ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора г.Хабаровска с участием государственного инспектора ОГИБДД проведена проверка на предмет соответствия государственным стандартам внутриквартальных проездов, расположенных в районе домов N N квартала ДОС в г. Хабаровске. В ходе проверки установлено, что покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин и просадок, повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0, 06 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными к акту фотоматериалами.
По информации департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ внутриквартальные проезды, прилегающие к многоквартирным домам N N квартала ДОС в г. Хабаровске, на праве муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" не зарегистрированы, в реестре муниципального имущества городского округа "Город Хабаровск" не значатся. Технические паспорта на указанные внутриквартальные проезды в департаменте отсутствуют.
Согласно сведениям управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Хабаровска земельные участки под многоквартирными домами N N квартала ДОС (Большой Аэродром) образованы и поставлены на государственный кадастровый учет, границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь земельных участков уточнена (т.1 л.д. 32).
Управление многоквартирными домами N N квартала ДОС в г.Хабаровске осуществляет ООО "Единый город", управление многоквартирным домом N квартала ДОС г.Хабаровска осуществляет ООО "Восточное".
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что спорный проезд расположен между торцевыми сторонами домов N N N квартала ДОС (Большой Аэродром) г. Хабаровска, и обеспечивает не только подъезд автомобилей к указанным жилым домам, а также к социальным объектам: Российскому государственному университету правосудия, детской школе искусств N, МАОУ СОШ N, МАДОУ "Детский сад комбинированного вида N", КГБУЗ "Городская поликлиника N", то есть обеспечивает транспортную доступность к местам общего пользования неопределенному кругу лиц, пришел к выводу, что спорный проезд относится к автомобильным дорогам общего пользования и ответственность за его содержание лежит на органе местного самоуправления; между тем администрация г.Хабаровска не выполняет обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами, следовательно, имеется незаконное бездействие органа местного самоуправления.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Данная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 257-ФЗ).
Частью 11 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа отнесены автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К содержанию автомобильной дороги отнесен комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Постановлением мэра г.Хабаровска от 1 октября 2007 года N 1537 "О классификации автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения и порядок утверждения перечня автомобильных дорог, относящихся к собственности городского округа "Город Хабаровск".
Согласно указанного постановления к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие, в том числе следующие показатели: автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", за исключением дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения; автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа "Город Хабаровск"; автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов; автомобильные дороги в производственных и коммунально-складских зонах.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который введен в действие с 1 сентября 2018 года (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям настоящего стандарта владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлена недопустимость на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).
Разрешая заявленный спор и возлагая обязанность по устранению выбоин и просадок дороги на администрацию города Хабаровска, суды, установив, что спорная автомобильная дорога требованиям государственного стандарта не соответствует, и учитывая, что указанным спорным проездом пользуется неопределенный круг лиц для проезда к многочисленным общественно-социальным объектам города, обоснованно исходили из того, фактически спорный проезд является автомобильной дорогой общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск" в связи с чем возложили обязанность по проведению работ на указанной дороге на администрацию города Хабаровска.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы.
Доводы кассационной жалобы о том, что бремя содержания спорного внутриквартального проезда лежит на собственниках многоквартирных домов, чьи дома расположены на соответствующих земельных участках, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены. При этом суды верно учитывали, что границы земельных участков под спорными многоквартирными жилыми домами в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства не определены. Так, на земельном участке с кадастровым номером N расположены жилые дома N N и 9 квартала ДОС в г. Хабаровске, на земельном участке с кадастровым номером N жилые дома N N и 30, что подтверждается выписками их ЕГРН, ответом управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.