Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России на решение Спасского районного суда Приморского края от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России - Гаврилюк Е.В, поддержавшей доводы кассационных жалоб, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приморский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Спасский районный суд Приморского края с административным иском к ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления от 10 марта 2023 года N17-2-2023-/Прдп62-23-20050041, возложить на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности; возложить на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проведения проверки в исправительном учреждении ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю установлено, что администрацией учреждения не в полном объёме исполняются требования ч.1 ст.10, ч.1 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ч.ч.1, 5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2021 года N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", Приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 "Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности", которые могут повлечь причинение ущерба жизни и здоровью осуждённых и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 января 2024 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю по неисполнению требований представления от 10 марта 2023 года N17-2-2023/Прдп62-23-20050041, внесённого Приморским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю.
На ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
оборудовать системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре зданий общежития N 3, котельных NN 1 и 2, свинарника, откормочного цеха, подсобного хозяйства, здания для сельскохозяйственных машин, расположенных на территории ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю;
обеспечить дублирование сигнала автоматической пожарной сигнализации о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия сотрудников колонии и (или) транслирующей этот сигнал организации в ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю в зданиях общежитий N 1, N 2, N 3, N 6, штрафного изолятора, профилактория и медицинской части;
оборудовать системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматическими установками пожаротушения швейного цеха, склада технических материалов, цеха по производству пищевых палочек N 3, расположенных на территории ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю;
обеспечить надлежащую ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (при количестве эвакуируемых менее 50 человек - не менее 80 см, при количестве эвакуируемых более 50 человек - не менее 120 см) в зданиях общежитий N 1, N 2, N 3, N 6 и медицинской части ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю;
обеспечить противопожарным водоснабжением для нужд пожаротушения в любое время года территорию открытого склада хранения лесоматериалов ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю.
На ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России возложена обязанность обеспечить целевое финансирование в случае недостаточности у ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2024 года решение Спасского районного суда Приморского края от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 января 2024 года оставлены без изменения, кассационная жалоба ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
15 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ГУФСИН по Приморскому краю, поданная непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 15 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения со ссылкой на то, что ГУФСИН России по Приморскому краю является распорядителем бюджетных средств при выделении финансирования непосредственно из ФСИН России на соответствующие статьи расходов, возложение обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю обеспечить целевое финансирование бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 мая 2024 года кассационная жалоба ГУФСИН по Приморскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
3 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, поданная непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 июня 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов с принятием нового решения. В обоснование кассационной жалобы указано на то, что возложение обязанности на ФСИН России обеспечить целевое финансирование бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного учреждения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав прокурора, с учётом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не установлено.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Положениями части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края совместно со специалистом ОНДиПР городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований пожарной безопасности.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями 10 марта 2023 года начальнику ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю внесено представление об их устранении.
Между тем, в ходе выездной плановой проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю требований законодательства о пожарной безопасности, проведённой 21 сентября 2023 года, представителями ОНД и ПР по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району вновь выявлены нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в акте N-2309/023-25/87-П/АВП.
В связи с неустранением административным ответчиком нарушений требований пожарной безопасности прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", исходили из того, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности ФКУ ИК-33 УФСИН России по Приморскому краю не устранены, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для возложения на ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на территории учреждения.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационных жалоб о недостаточности финансирования для устранения выявленных прокурором нарушений, а также ссылка на то, что возложение обязанности на ГУФСИН России по Приморскому краю и ФСИН России обеспечить целевое финансирование бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственных учреждений, - не обосновывают необходимость отмены принятых по делу судебных актов, сводятся лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию административных ответчиков в суде первой и суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Принимая во внимание, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать безопасность, охрану здоровья осуждённых, исполнение решение суда направлено на устранение выявленных прокурорской проверкой нарушений, создающих вероятность наступления негативных последствий и угрозу безопасности жизни и здоровью пребывающих в исправительном учреждении лиц, возложение обязанности произвести целевое финансирование бюджетных средств для выполнения возложенных решением суда обязанностей не может расцениваться как вмешательство в хозяйственную деятельность ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отменены решения Спасского районного суда Приморского края от 5 октября 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 10 января 2024 года
по доводам кассационных жалоб ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России отсутствуют.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационные жалоба, представление, поступившие после рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции, могут быть рассмотрены тем же или иным составом судей. Поскольку предметом такого рассмотрения выступает судебный акт суда первой инстанции и (или) апелляционное определение, а не ранее вынесенное кассационное определение, в случае если суд кассационной инстанции при повторной проверке судебных актов судов первой и (или) апелляционной инстанций придет к выводу, что кассационные жалоба, представление не подлежат удовлетворению, в резолютивной части кассационного определения указывается на оставление кассационных жалобы, представления без удовлетворения; указания на оставление без изменения ранее вынесенных судебных актов по административному делу в резолютивной части не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационные жалобы ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.