Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Сахалинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2023 года, принятое по административному делу N 2-80/2023, по административному исковому заявлению прокурора Томаринского района в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Томаринского района Сахалинской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Томаринский районный суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением, в котором просил обязать комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" (далее - КУМС МО "Томаринский городской округ", Комитет) в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу:
- разработать конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства: административное здание (288, 7 кв.м.) (1994); нежилое здание (бокс гаража) (1975); наружные сети водоснабжения В1 (2019); илонакопительный трубопровод (2019); наружные сети электроснабжения 0, 4 Кв (2019); наружные сети освещения (2019); станция биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод АЕ-120Б (2019); склад реагентов БМЗ - CP (2019); пожарные резервуары емкостью 75x3x2 (2019); наружные сети канализации Kl, К1.5Н (2019); наружные сети канализации К2.К2Н (2019); илонакопитель (2019); канализационная насосная станция (2019); очистная установка ливневых стоков AGMA-OCLB-2 (2019); резервуар очищенных ливневых стоков (2019); здание нежилое (котельной N) (1983); здание котельной N (1968); здание котельной N (1981); котельная N здание ЛT3 (1988); нежилое здание (котельная, гараж) (1975); здание ВНС - 2 подъем (1970); здание ВНС - 1 подъем (2006); нежилое здание (гараж) (1975); нежилое здание (столярный цех) (1975); здание канализационной станции в т.ч. стальная ёмкость машинного отделения, стальная сборная емкость объёмом 30 куб. м, насос НС-100 -2шт, эл. дв. 10 квт- 2 шт, клеммник-1 шт, рубильник -1 шт, пускатели магнитные N п2912, 8976, счётчик 3-х фазный; здание ВНС - 2 подъем (N) (2014); здание ВНС - 2 подъем (N) (2014); городская водопроводная сеть (1969); прокладка трубопровода водоснабжения по мосту через протоку Рудановского (трубопровод стальной) (2009); водопроводные колодцы (шт.) (1970); внутриквартальные сети водопровода (1968); улучшение водоснабжения Водопровод - 3, 8 км (2006); канализационные сети; сети канализационные одиночное чугунные протяжение (главный коллектор (септик) -1, 4 км, внутриквартальные 2, 6 км, внутриквартальные; дворовые - 4, 0 км (1967); канализационные отстойные
колодцы (шт.), смотровые колодцы (шт.) (1967); русловый водозабор (ковш) (2014); сети эл. снабжения (2 опоры, 31м кабеля СИП2 3*16) (2014); колодец очищенной воды (2014); колодец канализационный (2014); водопроводные сети, водозабор (1996); теплотрасса 80м (баня) (1965); теплотрасса (котельная N) (1975); теплотрасса (котельная N) (1979); теплотрасса (котельная N) (1977); тепловые сети из буровых труб-80м, метал-300 м, диаметр -114мм (1975); теплотрасса (котельная N) (1982); теплотрасса (2015); наружные сети теплоснабжения в 2х трубном измерении (1967);
- провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории МО "Томаринский городской округ" находятся две ресурсоснабжающие организации - ООО "КОМУС-2" и МУП "Водоканал". Муниципальное имущество, находящееся на территории села "адрес", передано ООО "КОМУС-2" и ООО "КОМУС-1" на основании заключенных договоров аренды. При этом имущество в виде объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящееся в муниципальной собственности, передано в аренду хозяйствующим субъектам без проведения конкурса по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ N N, 530. В связи с выявленными обстоятельствами в адрес председателя Комитета внесено представление. Согласно ответу КУМС МО "Томаринский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N Комитет не располагает необходимыми исходными данными на объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, которые необходимы для заключения концессионных соглашений, в связи с чем провести мероприятия по их заключению на данные объекты не представляется возможным. Решениями Арбитражного суда Сахалинской области от 2 декабря 2021 года NА59-4801/2021, от 3 сентября 2021 года N А59-4802/2021 вышеуказанные договоры аренды признаны недействительными. При этом вопреки нормам действующего законодательства Комитет ДД.ММ.ГГГГ года заключил с ООО "КОМУС-2" и ООО "КОМУС-1" новые договоры аренды N и N по передаче указанного муниципального недвижимого имущества. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ концессионные соглашения на объекты ЖХК, определенные приложением N к данным договорам, не заключены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проведен.
Считает, что непроведение конкурсов на право заключения концессионного соглашения, а также заключение договоров с одним и тем же хозяйствующим субъектом в нарушение законодательства о концессионных соглашениях свидетельствует об ограничении конкуренции хозяйствующих субъектов в указанной сфере отношений, что нарушает публичные интересы муниципального образования "Томаринский городской округ" на предоставление его имущества по концессионному соглашению на более выгодных для муниципального образования условиях иным хозяйствующим субъектам. Кроме того, передача объектов ЖКХ без проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям предоставления коммунальных услуг в виде водоснабжения, водоотведения, что повлечет нарушение прав потребителей данных услуг.
Решением Томаринского районного суда Сахалинской области от 2 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.
На КУМС МО "Томаринский городской округ" возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, перечисленных в административном исковом заявлении прокурора. На КУМС МО "Томаринский городской округ" возложена обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 сентября 2023 года гражданское дело передано для рассмотрения по существу в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2023 года решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 2 мая 2022 года отменено в части возложения на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения находящихся в муниципальной собственности объектов жилищно-коммунального хозяйства: административное здание (288, 7 кв.м.) (1994); нежилое здание (бокс гаража) (1975); нежилое здание (гараж) (1975); нежилое здание (столярный цех) (1975), наружные сети водоснабжения В1 (2019); илонакопительный трубопровод (2019); наружные сети электроснабжения 0, 4 Кв (2019); наружные сети освещения (2019); станция биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод АЕ-120Б (2019); склад реагентов БМЗ - CP (2019); пожарные резервуары емкостью 75x3x2 (2019); наружные сети канализации Kl, К1.5Н (2019); наружные сети канализации К2.К2Н (2019); илонакопитель (2019); канализационная насосная станция (2019); очистная установка ливневых стоков AGMA-OCLB-2 (2019); резервуар очищенных ливневых стоков (2019), и в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В остальной части решение оставлено без изменения.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Сахалинской области, поданное через Томаринский районный суд Сахалинской области 14 мая 2024 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения с направлением на новое апелляционное рассмотрение.
В кассационном представлении прокурор ссылается на то, что суд апелляционной инстанции, делая вывод об отсутствии оснований для заключения концессионного соглашения в отношений сооружений 2019 года ввода в эксплуатацию не проверил функциональное назначение административного здания (1994), нежилого здания (бокс гаража) (1975), нежилого здания (гараж) (1975, нежилого здания (столярный цех) в системе предоставления коммунальных услуг населению; полагает, что указанные объекты могут выступать объектами концессионного соглашения, поскольку относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства и используются ООО "Комус-2" при оказании населению коммунальных услуг, являются технологически связанными с инженерными сооружениями; судом апелляционной инстанции не учтены положения части 3 статьи 41.1 Федерального закона N416-ФЗ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года кассационное представление прокурора Сахалинской области передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационное представление в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие нарушения норм процессуального и материального права при рассмотрении настоящего административного дела допущены судом апелляционной инстанции.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона о 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 17.1 этого же Федерального закона, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 1).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (часть 2).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ установлено, что объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Таким образом, исходя из вышеприведенного правового регулирования оспариваемые объекты, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются на основании концессионного соглашения.
Решениями Арбитражного суда от 2 декабря 2021 года NА59-4801/2021, от 30 сентября 2021 года NА59-4802/2021 договоры аренды недвижимого муниципального имущества от 24 сентября 2020 года N530, от 24 сентября 2020 N529 признаны недействительными. КУМС МО "Томаринский городской округ" изданы распоряжения от 13 января 2022 N 31 и от 14 января 2022 года N34 о расторжении данных договоров аренды.
Суды установили, что вопреки нормам действующего законодательства Комитет заключил с ООО "КОМУС-2" и ООО "КОМУС-1" новые договоры по передаче указанных объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Так по договору аренды N 7 муниципального недвижимого имущества от 22 августа 2022 года Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" передал ООО "Комус-2" для обслуживания, содержания и обеспечения бесперебойной работы недвижимого муниципального имущества объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения жизнедеятельности населения на территории муниципального образования "Томаринский городской округ" следующее имущество, расположенное в "адрес": (здания) здание нежилое (котельной N) (1983); здание котельной N (1968); здание котельной N (1981); котельная N здание ЛTЗ (1988); нежилое здание (котельная, гараж) (1975); здание ВНС - 2 подъем (1970); здание ВНС - 1 подъем (2006); нежилое здание (гараж) (1975); нежилое здание (столярный цех) (1975); здание канализационной станции в т.ч. стальная ёмкость машинного отделения, стальная сборная емкость объёмом 30 куб. м, насос НС-100 -2шт, эл. дв. 10 квт- 2 шт, клеммник-1 шт, рубильник -1 шт, пускатели магнитные N п2912, 8976, счётчик 3-х фазный; здание ВНС - 2 подъем (N) (2014); здание ВНС - 2 подъем (N) (2014); (сооружения) - городская водопроводная сеть (1969); прокладка трубопровода водоснабжения по мосту через протоку Рудановского (трубопровод стальной) (2009); водопроводные колодцы (шт.) (1970); внутриквартальные сети водопровода (1968); улучшение водоснабжения Водопровод-3, 8 км (2006); канализационные сети; сети канализационные одиночное чугунные протяжение (главный коллектор (септик) -1, 4 км, внутриквартальные 2, 6 км, внутриквартальные; дворовые - 4, 0 км (1967); канализационные отстойные колодцы (шт.), смотровые колодцы (шт.) (1967); русловый водозабор (ковш) (2014); сети эл. снабжения (2 опоры, 31м кабеля СИП2 3*16) (2014); колодец очищенной воды (2014); колодец канализационный (2014); водопроводные сети, водозабор (1996); теплотрасса 80м (баня) (1965); теплотрасса (котельная N) (1975); теплотрасса (котельная N) (1979);
теплотрасса (котельная N) (1977); тепловые сети из буровых труб-80м, метал-300 м, диаметр -114мм (1975); теплотрасса (котельная N) (1982); теплотрасса (2015); наружные сети теплоснабжения в 2х трубном измерении (1967).
ДД.ММ.ГГГГ между теми же сторонами заключен договор аренды N муниципального недвижимого имущества, по которому арендатору для тех же целей передано следующее имущество, расположенное в "адрес": (здания) административное здание (288, 7 кв.м.) (1994); нежилое здание (бокс гаража) (1975); (сооружения) наружные сети водоснабжения В1 (2019); илонакопительный трубопровод (2019); наружные сети электроснабжения 0, 4 Кв (2019); наружные сети освещения (2019); станция биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод АЕ- 120Б (2019); склад реагентов БМЗ - CP (2019); пожарные резервуары емкостью 75x3x2 (2019); наружные сети канализации Kl, К1.5Н (2019); наружные сети канализации К2.К2Н (2019); илонакопитель (2019); канализационная насосная станция (2019); очистная установка ливневых стоков AGMA-OCLB-2 (2019); резервуар очищенных ливневых стоков (2019).
Указанные договоры заключены не по итогам открытого конкурса.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого в части согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что передача объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без проведения публичных процедур свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований законодательства о концессионных соглашениях при распоряжении муниципальным имуществом, и пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором в полном объеме.
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на Комитет обязанности разработать конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения находящихся в муниципальной собственности объектов 2019 года ввода в эксплуатацию, являющихся предметом договора аренды N 6 от 1 августа 2022 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что с даты ввода указанных объектов в эксплуатацию прошло менее 5 лет, что не соответствует условиям части 3 статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку административное здание (1994), нежилое здание (бокс гаража) (1975), нежилое здание (гараж) (1975), нежилое здание (столярный цех) (1975) не относятся к объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также теплоснабжения, не являются инженерными сооружениями, непосредственно используемыми для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения или теплоснабжения, то выводы суда первой инстанции о необходимости заключения именно концессионного соглашения в отношении данных объектов являются необоснованными.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу части 3 статьи 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Аналогичные положения установлены частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в отношении объектов теплоснабжения.
Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию, при этом если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем и датой опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, то передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются и объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Вместе с тем, отменяя в части решение суда и отказывая в указанной части в удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции не проверил не связаны ли указанные объекты, административное здание (1994), нежилое здание (бокс гаража) (1975), нежилое здание (гараж) (1975), нежилое здание (столярный цех) (1975) технологически с инженерными сооружениями, непосредственно используемыми для предоставления коммунальных услуг, не являются ли они единым технологически связанным комплексом.
Учитывая положения части 9 статьи 3, пункта 18 части 1 статьи 4 Федерального закона N115-ФЗ, поскольку по Договору аренды N 6 от 1 августа 2022 года муниципального недвижимого имущества, целевое назначение которого указано как: для обслуживания, содержания и обеспечения бесперебойной работы недвижимого муниципального имущества объектов водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1. Договора) в аренду ООО "КОМУС-2" Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" переданы в том числе, административное здание (1994), нежилое здание (бокс гаража) (1975), нежилое здание (гараж) (1975), нежилое здание (столярный цех) (1975), выводы суда апелляционной инстанции о том, что указанные здания технологически не связаны с инженерными сооружениями, непосредственно используемыми для предоставления коммунальных услуг, являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств по делу, без проверки схем тепло, водоснабжения и водоотведения, без выяснения указанных обстоятельств у ООО "КОМУС-2", которым указанные объекты переданы по договору аренды.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе суда.
Учитывая, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, принятый по делу судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение в Сахалинский областной суд.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше, установить являются ли спорные объекты единым технологически связанным комплексом, входят ли в него объекты, у которых разница между датой ввода в эксплуатацию и датой опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, выяснить обстоятельства включения указанных объектов в договор аренды муниципального имущества, то есть установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и по результатам надлежащей оценки всех собранных доказательств применительно к нормам процессуального закона и материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, постановить законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ" обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения находящихся в муниципальной собственности объектов жилищно-коммунального хозяйства: административное здание (288, 7 кв.м.) (1994); нежилое здание (бокс гаража) (1975); нежилое здание (гараж) (1975); нежилое здание (столярный цех) (1975), наружные сети водоснабжения В1 (2019); илонакопительный трубопровод (2019); наружные сети электроснабжения 0, 4 Кв (2019); наружные сети освещения (2019); станция биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод АЕ-120Б (2019); склад реагентов БМЗ - CP (2019); пожарные резервуары емкостью 75x3x2 (2019); наружные сети канализации Kl, К1.5Н (2019); наружные сети канализации К2.К2Н (2019); илонакопитель (2019); канализационная насосная станция (2019); очистная установка ливневых стоков AGMA-OCLB-2 (2019); резервуар очищенных ливневых стоков (2019), в данной части направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение в Сахалинский областной суд.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 9 ноября 2023 года оставить - без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.