Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казённому учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), начальнику Федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) Дмитриеву Ивану Александровичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ксенофонтов Н.И. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, с учётом уточнения заявленных требований просил взыскать с административных ответчиков компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в камерах 10, 16, 20, 66 в размере 150000 рублей.
Требования мотивированы тем, что в периоды содержания Ксенофонтова Н.И. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) с 13 января 2023 года по 19 января 2023 года, с 16 февраля 2023 года по 2 марта 2023 года, с 10 марта 2023 года по 30 марта 2023 года, с 13 апреля 2023 года по 27 апреля 2023 года, с 24 мая 2023 года по 27 мая 2023 года нарушались условия содержания, в том числе в камерах N 10, 16, 20, 66 была очень низкая температура воздуха, стены и потолок поражены грибком, в камере N 20 отсутствовало окно, спать приходилось в одежде, от сырости на стенах отслаивалась штукатурка, не выдавались постельные принадлежности. Жалобы на имеющиеся нарушения администрацией учреждения проигнорированы.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года, административное исковое заявление Ксенофонтова Н.И. удовлетворено частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счёт средств федерального бюджета в пользу Ксенофонтова Нюргуна Ивановича взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в сумме 8000 рублей.
21 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не приняты во внимание даты проектирования, строительства и реконструкции здания колонии, в связи с чем необоснованно применена инструкция СП 17-02, свод правил 308.1325800.2017. Административный истец обратился в суд за защитой нарушенного права с пропуском установленного законом трёхмесячного срока. Размер компенсации морального вреда не соответствует принципам разумности и справедливости.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, судами не учтено, что административный истец в период своего содержания в следственном изоляторе с жалобами на ненадлежащие условия содержания не обращался, размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости. Административный истец не доказал наличие причинно-следственной связи между установленными прокуратурой Республики Саха (Якутия) нарушениями и причинением вреда.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2024 года кассационные жалобы административных ответчиков переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационных жалоб и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Статьёй 15 Федерального закона N 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ксенофонтов Н.И. содержался в ФКУ "СИЗО-1" в периоды: с 16 февраля 2023 до 10 марта 2023 года (22 дня) в камере N 16, с 10 марта 2023 по 13 апреля 2023 года (35 дней) в камере N 20, с 16 апреля 2023 до 24 мая 2023 года (38 дней) в камере N 16, с 24 мая 2023 по 27 мая 2023 (4 дня) в камере N 66, всего 99 дней.
В ходе проведенных в июле 2022 года, в феврале 2023 года, в марте 2023 года прокурорских проверок было установлено, что надлежащие меры по организации материально-бытового и санитарно-гигиенического обеспечения содержащихся лиц администрацией следственного изолятора не принимаются, в помещениях камер 1-2 этажей режимного корпуса N 1, в помещении душевой имеются повреждения, следы от потеков, отслоения штукатурки и краски, признаки поражений грибком; в ряде камер режимного корпуса N 1 установлено отсутствие горячего водоснабжения, нарушения температурного режима; в учреждении нарушаются права подозреваемых, обвиняемых, осужденных на получение постельных принадлежностей, в ряде камер, в том числе в камере N 66 имеются неисправности сантехнического оборудования.
31 сентября 2023 года прокуратурой Республики Саха (Якутия) внесено представление об устранении УФСИН по РС (Я) нарушений федерального законодательства, в частности, нарушений статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СП 2.1.3678-20, выразившихся, в том числе, в нарушении правил выдачи осужденным постельных принадлежностей и их еженедельной смене.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление Ксенофонтова Н.И, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив, что нарушения, на которые ссылался административный истец в обоснование административного иска, нашли своё подтверждение, пришел к выводу о доказанности несоответствия условий содержания истца в ФКУ СИЗО-1 санитарным правилам и гигиеническим нормативам, а также несоблюдении в период нахождения Ксенофонтова Н.И. в следственном изоляторе в камерах режимного корпуса N 1 требований материально-бытовой обеспеченности административного истца.
Взыскивая в пользу Ксенофонтова Н.И. компенсацию в размере 8000 рублей, суды, принимая во внимание, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывали продолжительность периода нарушения, конкретные обстоятельства и характер допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационных жалоб ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы заявителя, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.