Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в изменении вида разрешённого использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Баграев И.Л. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N 3975/ДГиТИ от 19 сентября 2023 года во внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес".
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с видом разрешённого использования: зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности (ПК-3), смежные земельные участки имеют вид разрешённого использования под "индивидуальное жилищное строительство". Земельный участок административного истца находится на значительно удалённом расстоянии от водоёма, фактически высохшего по береговой зоне. На заявление Баграева И.Л. от 25 июля 2023 года о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешённого использования указанного земельного участка в части перевода из зоны "ПК-3" на зону "Ж-2А - для индивидуального жилищного строительства" административный ответчик ответил отказом в связи с несоответствием Генеральному плану ГО "город Якутск", на основании ч.6 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации по причине расположения земельного участка на береговой полосе водных объектов общего пользования.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2024 года, административное исковое заявление Баграева И.Л. удовлетворено; признано незаконным решение Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес"; на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Баграева И.Л. от 25 июля 2023 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
22 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 15 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами неверно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии с Генеральным планом ГО в границах земельного участка установлена функциональная зона "коммунально-складского назначения". Согласно Правилам землепользования и застройки границы земельного участка расположены в территориальной зоне "П-4" - производственной зоне, предназначенной для размещения объектов коммунального, производственного и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности и частично расположены на территории с неустановленным градостроительным регламентом. Ранее из Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) поступал запрос о возможности выбора для спорного земельного участка вида разрешённого использования "для индивидуального строительства", на который дан ответ об отсутствии выбранного вида разрешённого использования. Оспариваемое истцом заключение Комиссии принято в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, не является окончательным решением, а лишь учитывается главой администрации при принятии решения о подготовке проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные Правила, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы административного истца.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2024 года кассационная жалоба Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судами в ходе рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регулируется статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 части 2 указанной статьи основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут направляться физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Удовлетворяя административные исковые требования Баграева И.Л, суды нижестоящих судебных инстанций, руководствуясь положениями ст.ст.1, 30, 33, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходили из того, что на спорном земельном участке расположен жилой дом 1999 года постройки, что согласно акту об отводе границ участка в натуре от 16 ноября 1999 года Баграеву И.Л. представлен земельный участок под жилой дом, разрешение на строительство нового жилого дома, при этом из землеустроительного дела от 2008 года следует, что земельный участок Баграева И.Л. имеет разрешенное использование - индивидуальный жилой дом, пришли к выводу о том, что при подготовке и утверждении 25 декабря 2013 года Правил землепользования и застройки ГО "город Якутск" N 169-НПА не были учтены границы земельного участка с кадастровым номером N с учётом сложившийся планировки территории и фактического существующего землепользования при наличии записи в ЕГРН, в связи с чем у уполномоченного органа не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления со ссылкой на Генеральный план ГО.
Кроме того, суды указали, что согласно пояснениям Баграева И.Л. часть водоёма у береговой зоны высохла, его земельный участок находится на значительном расстоянии от береговой зоны, что также усматривается из Инструментальной геоинформационной системы "ИнГео", исходя из координат самого земельного участка с кадастровым номером 14:36:101029:25 и его размера относительно размера участка у береговой зоны они являются почти одинаковыми, а потому доводы административного истца в указанной части являются необоснованными, ничем не мотивированными, носят произвольный характер.
Кассационный суд не может согласиться с указанными выводами в силу следующего.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из материалов административного дела следует, что 13 октября 2017 года на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 24 августа 2017 года зарегистрировано право собственности Баграева И.Л. на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес".
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26 октября 2023 года функциональная (территориальная) зона земельного участка с кадастровым номером N Генеральным планом ГО "город Якутск", утверждённым постановлением Городского собрания депутатов от 16 марта 2005 года, установлена "коммунально-складского назначения"; по разделу III "Карта территориальных зон Правил землепользования и застройки" (утверждены нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА) земельный участок расположен в зоне П-4 (производственной зоне, предназначенной для размещения объектов коммунального, производственного и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности).
Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером N в территориальной зоне П-4 соответствует территориальному планированию, установленному Генеральным планом ГО "город Якутск", и в указанной зоне такой вид разрешенного использования земельного участка, как "под индивидуальное жилищное строительство", не предусмотрен.
Кроме того, как видно из материалов административного дела, спорный земельный участок был приобретен Баграевым И.Л. после утверждения Генерального плана ГО "город Якутск" и Правил землепользования и застройки, которые учитывались при первичной постановке земельного участка на государственный кадастровый учет в 2008 году.
Данные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций не были приняты во внимание; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены неверно.
То обстоятельство, что установленный в отношении спорного земельного участка вид разрешенного использования "зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности (ПК-3)" не соответствует существующему землепользованию, а также о том, что эксплуатировать земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования невозможно, нельзя признать обоснованными, поскольку, как указано в п.6 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
При этом исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации "адрес" требованиям действующего законодательства не противоречит, прав административного истца не нарушает.
С учетом указанных обстоятельств, на основании части 2 статьи 328, пункта 5 части 1 статьи 329 КАС РФ в связи с неправильным применением судами норм материального права, что привело к принятию неправильных судебных актов, постановления судебных инстанций полежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Баграева И.Л.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в изменении вида разрешённого использования земельного участка отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.