Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя ФИО10 - ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Махмудова Р.Ф.о. к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, временно исполняющему обязанности заместителя начальника Управления - начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю Таталину С.А, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Махмудова Р.Ф.о. - Бец В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Махмудов Р.Ф.о. обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, с учётом уточнений просил суд признать незаконными распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики Махмудова Раджаба Фирудин оглы; решения УФСИН по Хабаровскому краю N 102-нв от 22 июля 2021 года о неразрешении гражданину Азербайджанской Республики ФИО11 въезда на территорию Российской Федерации сроком на 10 лет после отбытия наказания; решение УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре от 26 октября 2021 года о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации гражданину Азербайджанской Республики ФИО12 сроком на 5 лет, то есть до 25 октября 2026 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец с 14 марта 2019 года состоит в браке с гражданкой России Мушудовой З.З, с которой имеют общего несовершеннолетнего ребенка ФИО13, являющегося гражданином Российской Федерации. Обжалуемое решение о запрете въезда на территорию Российской Федерации создаёт препятствия для реализации прав и свобод на личную семейную жизнь административного истца, совместное проживание с супругой и детьми, имеющими устойчивую связь с Российской Федерацией, что не было учтено при принятии в отношении него вышеуказанных решений. Решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию несоразмерно последствиям и тяжести совершенных им правонарушений. Кроме того, принимая решение, УВМ УМВД России по Хабаровскому краю допустило вмешательство в личную и семейную жизнь Махмудова Р.Ф.о, поскольку не подтвердило действительную необходимость применения данной санкции в качестве единственного возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов, национальной безопасности и общественного порядка. Решение Минюста фактически пожизненно запрещает ему въезд на территорию Российской Федерации, УФСИН России по Хабаровскому краю не учтено поведение административного истца при отбытии наказания, возмещение вреда, причиненного преступлением, а также возможность досрочного снятия судимости.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 апреля 2024 года, административные исковые требования Махмудова Р.Ф.о. оставлены без удовлетворения.
29 мая 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Махмудова Р.Ф.о. - Бец В.С, поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 13 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судом не учтено наличие семьи, несовершеннолетнего ребёнка, являющегося гражданином России, поведение Махмудова Р.Ф.о. в период отбывания наказания. Обжалуемые решения создают препятствия для реализации прав и свобод Махмудова Р.Ф.о. на личную семейную жизнь, проживание с членами семьи, являющимися гражданами Российской Федерации. Кроме того, судами не дана юридическая оценка его доводам о том, что в распоряжении Минюста России от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания не указан срок, на который пребывание Махмудова Р.Ф.о. на территории Российской Федерации признано нежелательным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 мая 2024 года кассационная жалоба представителя административного истца Бец В.С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив письменные возражения на кассационную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверяя соответствие оспариваемых судебных актов указанным требованиям процессуального закона, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" по общему правилу в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (часть 3).
Подпунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ предусмотрено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 6 указанной статьи).
В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии (п.11 ст.31, Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В соответствии с п.п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, гражданин республики Азербайджан Махмудов Р.Ф. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Тындинского районного суда Амурской области от 2 мая 2012 года судим по ч.1 ст.111 УК РФ, ч.4 ст.111 УК РФ с применением ч.3 ст.69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Амурского областного суда от 5 августа 2014 года действия Махмудова Р.Ф.о. переквалифицированы с ч.4 ст.111 УК РФ на ч.1 ст.114 УК РФ, назначено наказание в виде исправительных работ на срок 10 месяцев с удержанием 15% из заработка в доход государства; с применением ч.3 ст.69 УК РФ, п."в" ч.1 ст.71 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 ст.111 УК РФ, ч.1 ст.114 УК РФ назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 9 месяцев.
Он же приговором Тындинского районного суда Амурской области от 28 июля 2017 года осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбытия наказания - 29 сентября 2021 года.
16 сентября 2019 года в адрес Минюста РФ направлено представление ФСИН России за исх. 02-69807 о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ Махмудова Р.Ф.о с приложением соответствующих документов.
16 декабря 2019 года по результатам рассмотрения документов, содержащихся в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Хабаровскому краю, принято распоряжение Минюста России N7339-рн о признании нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Махмудова Р.Ф.о.
Решением УФСИН России по Хабаровскому краю N 102-нв от 22 июля 2021 года Махмудову Р.Ф.о, осужденному за совершение умышленного преступления, на основании части 3 статьи 25.10, пунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въезд на территорию РФ не разрешается сроком на 10 лет после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости. Возложена обязанность после отбытия наказания выехать из РФ.
На основании решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации УВМ УМВД России по Хабаровскому краю в отношении Махмудова принято решение о депортации, которое исполнено 25 октября 2021 года: Махмудов Р.Ф.о. выехал из Российской Федерации.
26 октября 2021 года инспектором отделения иммиграционного контроля отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре Наумовой Е.П. в соответствие с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и частью 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Махмудову Р.Ф.о. сроком на 5 лет со дня его выезда за пределы Российской Федерации до 25 октября 2026 года с указанием на то, что последний не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан России.
Не соглашаясь с принятыми в отношении него решениями о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, Махмудов Р.Ф.о. в лице своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Махмудова Р.Ф.о, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, установив, что Махмудов Р.Ф.о. является гражданином Республики Азербайджан, в период не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости за преступление против личности, жизни и здоровья, после непродолжительного отбытия наказания за предыдущее преступление (менее 6 месяцев) совершил на территории Российской Федерации особо тяжкое преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 Уголовного кодекса Российской Федерации, за что был осужден 28 июля 2017 года Тындинским районным судом Амурской области к 6 годам лишения свободы, пришел к выводу о том, что нахождение административного истца на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; оспариваемые решения приняты в рамках компетенции государственных органов при наличии законных оснований.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
При этом доводы кассационной жалобы о том, что обжалуемые решения создают препятствия для реализации прав и свобод Махмудова Р.Ф.о. на личную семейную жизнь, проживание с членами семьи, являющимися гражданами Российской Федерации, не ставят под сомнение законность постановленных судебных актов.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относятся к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями не имеют, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.
В то же время, доводы кассационной жалобы относительно отсутствия в распоряжении Минюста России от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания срока, на который пребывание Махмудова Р.Ф.о. на территории Российской Федерации признано нежелательным, заслуживают внимания.
Согласно части 4 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 (действующего на момент принятия оспариваемого распоряжения), определено, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (действовала на момент принятия оспариваемого распоряжения), положениями которой установлено, что на основе представленных документов Минюст России выносит распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина с обязательным указанием в нем срока, в течение которого пребывание данного лица на территории Российской Федерации признается нежелательным.
Как видно из материалов дела, гражданин Азербайджанской Республики Махмудов Р.Ф.о. осужден за совершение преступлений средней тяжести и особо тяжкого.
Пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Вопреки приведенным выше нормам в распоряжении не указан срок, на который пребывание (проживание) Махмудова Р.Ф.о. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), то есть фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в Российской Федерации признано нежелательным бессрочно, в связи с чем выводы судов о ненарушении прав Махмудова Р.Ф.о. в указанной части являются ошибочными.
При таких данных обжалуемое распоряжение в части бессрочности примененной ограничительной меры не отвечает требованию соблюдения необходимого баланса публичного и частных интересов. У судов отсутствовали правовые основания для признания его законным в указанной части.
С учетом того, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного дела, принятые ими судебные акты подлежат отмене в части бессрочности применения ограничительной меры, установленной распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики ФИО14.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 апреля 2024 года отменить в части бессрочности применения ограничительной меры, установленной распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина ФИО15
В отмененной части принять новое решение, которым распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2019 года N 7339-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина ФИО16 признать незаконным в части отсутствия срока данного ограничения.
В остальной части решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 10 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Махмудова Р.Ф.о. - Бец В.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.