Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 23 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Земляновой Татьяны Владимировны к администрации г.Хабаровска о признании недействующим постановления от 18 апреля 2017 года N 1201 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта межевания) в границах "адрес"" в части формирования (образования) земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, заключение прокурора Нишоновой Ф.А, полагавшей постановленные судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Землянова Т.В. обратилась в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, просила суд признать недействующим постановление от 18 апреля 2017 года N 1201 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта межевания) в границах "адрес"" в части формирования (образования) земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: "адрес"
Требования мотивированы тем, что Землянова Т.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" Земельный участок под указанным многоквартирным домом не сформирован и на кадастровом учете в настоящее время не состоит. Первоначально общий земельный участок с кадастровым номером N площадью 10045 кв.м выделялся под строительство трёх многоквартирных домов застройщику ООО "Строительная фирма "СЭР". Утверждённым постановлением администрации города Хабаровска от 18 апреля 2017 года N 1201 проектом межевания территории сформированы границы земельного участка с кадастровым номером N площадью 2375 кв.м под другой МКД с адресом: г "адрес" Указанный земельный участок 29 ноября 2019 года поставлен на государственный кадастровый учёт на основании заявления администрации города Хабаровска и представленного межевого плана от 12 ноября 2019 года, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по местоположению: "адрес" границы земельного участка сформированы в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Хабаровска от 18 апреля 2017 года N 1201. Поскольку у МКД имеется лишь один подъезд (выезд) к придомовой территории, административный истец и остальные собственники и жильцы МКД остались без этого выезда, в связи с чем имеется вероятность того, что собственниками земельного участка будет установлен шлагбаум, вследствие чего она будет лишена подъезда к собственному дому. Кроме того, Землянова Т.В. лишилась возможности пользоваться контейнерной площадкой для сбора ТКО (мусорная площадка).
Определением Железнодорожного суда г.Хабаровска от 7 декабря 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ТСЖ " "адрес"", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 февраля 2024 года, административное исковое заявление Земляновой Т.В. оставлено без удовлетворения.
5 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Земляновой Т.В, поданная через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска 28 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции административный истец указала, что судебные акты постановлены с нарушением норм материального права, выражает несогласие с выводами судов нижестоящих инстанций. В кассационной жалобе приводит доводы, аналогичные правовой позиции, изложенной в судах нижестоящих инстанций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июня 2024 года кассационная жалоба Земляновой Т.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещенные своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения администрации г.Хабаровска, Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящей в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п.1 ч.1 ст.26 ГрК РФ).
В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч.1 ст.41 ГрК РФ).
Согласно ч.4 ст.41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч.1 ст.41.1 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно ч.1 ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Постановлением администрации г.Хабаровска от 18 января 2018 года N 93 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст.41 Устава городского округа "город Хабаровск", принятым решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509, к полномочиям администрации города относятся обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения города Хабаровска; принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений в соответствии с действующим земельным законодательством и решениями городской Думы в пределах своих полномочий.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Землянова Т.В. является собственником жилого помещения N в многоквартирном "адрес" Д, корпус 2 по "адрес" в "адрес".
22 февраля 2017 года администрацией города Хабаровска вынесено постановление N 580 "О назначении публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проекта межевания) в границах "адрес" которое было размещено в печатном издании "Хабаровские вести" от 28 февраля 2017 года N 2829 (3435-3436), публичные слушания проведены 31 марта 2017 года, по результатам подготовлен протокол N 28 от 31 марта 2017 года, согласно которому поступило 4 предложения участников публичных слушаний, все предложения учтены, заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "Хабаровские вести" от 7 апреля 2017 года N 50 (3457).
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Хабаровские вести" от 21 апреля 2017 года N 58-59 (3465-3466).
На основании заявления администрации г.Хабаровска и представленного межевого плана от 12 ноября 2019 года, подготовленного кадастровым инженером Бакаевской В.Н. (заказчик кадастровых работ ТСЖ " "адрес" земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для многоэтажной застройки" поставлен на государственный кадастровый учёт 29 ноября 2019 года. На указанном участке расположен многоквартирный дом (далее по тексту МКД) N "адрес", с кадастровым номером N, управление которым осуществляет ТСЖ " "адрес"".
Оспариваемым постановлением администрации города Хабаровска от 18 апреля 2017 года N 1201 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта межевания) в границах "адрес"" утверждена документация по планировке территории, в которую включены данные о земельном участке с кадастровым номером N (включая его границы) на основании информации, содержащийся на момент его принятия в ЕГРН.
Вступившим в законную силу 16 августа 2023 года решением Железнодорожного районного суда "адрес" по административному делу Nа-955/2023 от 3 мая 2023 года, установлено, что площадка накопления ТКО с уникальным идентификационным номером 002204, расположенная с торца МКД NД/1 по "адрес" в "адрес", предусмотрена для нужд МКД N 14/1, N 14/2, N 14е по "адрес" по управлению МКД N 14Д/1 по "адрес" осуществляет ТСЖ "адрес" деятельность по управлению МКД N 14Д/2 по "адрес" осуществляет ООО "ДВЖК", МКД NЕ по "адрес" находится в управлении ООО "Розенталь групп "Ицар". По информации АО "Спецавтохозяйство по санитарной очистке "адрес"" за период с 2017 года по март 2022 года договоры на оказание услуг по вывозу ТКО заключены с ТСЖ " "адрес", ТСЖ "Эко-дом", МАУ ДО "Детская школа искусств N 6 г.Хабаровска".
Не согласившись с постановлением администрации города Хабаровска от 18 апреля 2017 года N 1201 "Об утверждении документации по планировке территории (проекта межевания) в границах "адрес"", полагая, что оспариваемым постановлением нарушаются ее права на возможность пользоваться единственным проездом к своему дому и контейнерной площадкой для сбора ТКО, Землянова Т.В. обратилась в суд с иском о признании нормативного правового акта недействующим в части обозначения границ земельного участка с кадастровым номером N.
Проверяя законность оспариваемого постановления и процедуру его принятия, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление издано уполномоченным муниципальным органом в целях реализации требований федеральных законов и в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия и порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Земляновой Т.В, суды также исходили из того, что жильцы МКД по ул. "адрес", корп.2 не лишены доступа к дороге общего пользования, а невозможность использования жильцами МКД 14Д корп.2 контейнерной площадки обусловлена не конфигурацией границ земельного участка в проекте межевания территории, а отсутствием соответствующих договорных отношений.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление действующему законодательству не противоречит, права административного истца не нарушает; в случае возникновения спора об использовании ранее сформированного земельного участка в целях прохода или проезда по включенному в него дворовому проезду неопределенного круга лиц, включая административного истца и других собственников помещений МКД NД, "адрес" по "адрес", либо в целях пользования площадкой для сбора ТКО, данный вопрос может быть урегулирован в силу статьи 23 ЗК РФ путём установления решением исполнительного органа местного самоуправления публичного сервитута, без изъятия земельного участка.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы о наличии препятствий в пользовании дорогой (проездом) к МКД административного истца и пользовании площадкой для сбора ТКО по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Мотивы, положенные в обоснование кассационной жалобы, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Земляновой Т.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.