Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 10 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к администрации Уссурийского городского округа "адрес" о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи ФИО13, возражения представителя администрации Уссурийского городского округа "адрес" - ФИО7 относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Эль-Харири Д.С. в лице законного представителя Эль-Харири М.Х. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с вышеуказанным административным иском к администрации Уссурийского городского округа, просил признать незаконным решение администрации Уссурийского городского округа от 15 июня 2023 года за номером 1601/22/6033 об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка в безвозмездное пользование, возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность утвердить схему размещения земельного участка с кадастровым номером N от 11 мая 2023 года в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что 11 мая 2023 года законный представитель административного истца обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Обжалуемым решением администрация Уссурийского городского округа отказала в предоставлении в безвозмездное пользование испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с Законом Приморского края от 5 декабря 2018 года N 411-КЗ "О территориях Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование" территория г.Уссурийска Уссурийского городского округа, куда входит испрашиваемый земельный участок, определена как территория, в границах которой в соответствии с частью 3 статьи 2 Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. Административный истец считает отказ незаконным, поскольку расположение искрашиваемого земельного участка в границах города Уссурийска опровергается материалами публичной кадастровой карты Росреестра, Генерального плана Уссурийского ГО. Также полагает, что незаконное и необоснованное приостановление администрацией утверждения схемы расположения земельного участка от 11 мая 2023 года, сформированной Эль-Харири М.Х. в интересах несовершеннолетнего ребенка, значительно затягивает процесс получения земельного участка в безвозмездное пользование.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 10 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 января 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований Эль-Харири Д.С. отказано.
5 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Эль-Харири Д.С, поданная через Уссурийский районный суд Приморского края 27 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Суды не дали оценку тому обстоятельству, что на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, спорный земельный участок не входил в территорию Уссурийского городского округа.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июня 2024 года кассационная жалоба Эль-Харири Д.С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного истца, заинтересованного лица; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 в настоящего Федерального закона, на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (в том числе и на территории Приморского края), площадь которого не превышает одного гектара.
В соответствии с пунктами 21, 23, 24 статьи 7 указанного Закона уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование, в том числе в случае если испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда; испрашиваемый земельный участок является земельным участком, который не может быть предоставлен в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона; границы испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой размещения земельного участка, пересекают границы земельного участка, который не может быть предоставлен по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 23 настоящей статьи, либо испрашиваемый земельный участок образуется из земель или земельных участков, которые не могут быть предоставлены по указанным основаниям.
В Приложении к Закону Приморского края от 5 декабря 2018 года N 411-КЗ "О территориях Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование" определены территории Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в число которых входит территория г.Уссурийска Приморского края.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 11 мая 2023 года Эль-Харири М.Х, действуя в интересах несовершеннолетнего Эль-Харири Д.С, обратилась в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в границах города Уссурийска по адресу: "адрес", в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно сведениям ЕГРН испрашиваемый земельный участок находится в собственности Российской Федерации, относится к категории "земли населённых пунктов", расположен на территории "адрес" и имеет адресную привязку: "адрес".
Уведомлением УГА администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 15 июня 2023 года N 1601/22/6033 Эль-Харири М.Х. сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с законом Приморского края от 5 декабря 2018 года N 411-КЗ "О территориях Приморского края, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование" территория г "адрес" в которую входит испрашиваемый земельный участок, определена как территория, в границах которой в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование.
Полагая данное решение УГА администрации Уссурийского городского округа Приморского края незаконным, нарушающими права Эльхарири Д.С, законный представитель Эльхарири Д.С. - Эльхарири М.Х. обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Эльхарири М.Х, действующей в интересах несовершеннолетнего Эльхарири Д.С, суд первой инстанции, с правовой позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришёл к выводу о том, что на момент рассмотрения заявления Эльхарири М.Х, поданного в интересах Эльхарири Д.С, о предоставлении земельного участка имелись предусмотренные законом основания для принятия решения об отказе в удовлетворении заявления административного истца, поскольку территория "адрес" городского округа, в которую входит испрашиваемый земельный участок, определена как территория, в границах которой в соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки не могут предоставлены в безвозмездное пользование.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Поскольку согласно сведениям из ЕГРН местоположение спорного земельного участка указано " "адрес"" и бесспорных доказательств обратного административным истцом не представлено, административным ответчиком правомерно отказано в удовлетворении заявления Эльхарири М.Х. о предоставлении земельного участка.
Следует также отметить, что по данным Единого государственного реестра недвижимости 15 декабря 2023 года право общей долевой собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Лазаревым Л.К, Носовым А.К, Носовым А.К. и Лазаревой А.Н.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
В целом, доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 10 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 24 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Эль-Харири Д.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.