Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 26 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Магаданской области, начальнику УМВД России по Магаданской области Князеву Дмитрию Геннадьевичу, заместителю начальника УМВД по Магаданской области Могилевичу Сергею Станиславовичу, начальнику УВМ УМВД России по Магаданской области Головиной Лионелле Владимировне, старшему инспектору ГОМУ ОРВР УВМ УМВД России по Магаданской области Васильевой Александре Васильевне, начальнику ОРВР УВМ УМВД России по Магаданской области Малининой Лилии Анатольевне, начальнику ОИКиТМ УВМ УМВД России по Магаданской области Колесникову Андрею Юрьевичу, врио начальника ОИКиТМ УВМ УМВД России по Магаданской области Лига Андрею Анатольевичу о признании незаконными и отмене решений об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и запрете на въезд в Российскую Федерацию.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абдумуталибов Л.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными и отменить решения начальника УМВД России по Магаданской области от 13 июля 2023 года о неразрешении Абдумуталибову Л.Т. въезда в Российскую Федерацию, а также об аннулировании Абдумуталибову Л.Т. разрешения на временное проживание в Российской Федерации N 000028/2022/49.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 13 июля 2023 года начальником УМВД России по Магаданской области принято решение об аннулировании выданного административному истцу 22 марта 2022 года разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации N 000028/2022/49. Основанием для принятия данного решения явилось неоднократное в течение одного года привлечение его к административной ответственности за совершение административных правонарушений. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 2 марта 2006 года N 55-О и от 17 февраля 2016 года N 5-П, полагает, что суд не учел длительность его проживания в России, семейное положение, отношение к уплате налогов, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение с заявлением о приёме в гражданство. Считает, что примененная санкция чрезмерно ограничивает его право на уважение частной жизни, несоразмерна тяжести совершенных им административных правонарушений.
Решением Магаданского городского суда от 5 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Магаданского областного суда от 26 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска Абдумуталибова Л.Т. отказано.
10 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Абдумуталибова Л.Т, поданная через Магаданский городской суд Магаданской области 25 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений. В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что суды ограничились установлением формальных оснований; принятые решения чрезмерно ограничивают его право на уважение частной жизни, несоразмерны тяжести совершенных им административных правонарушений.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2024 года кассационная жалоба Абдумуталибова Л.Т. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 27), допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно подпункту 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Как установлено судами, и следует из материалов административного дела, Абдумуталибов Л.Т. неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации: 17 мая 2023 года - по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде предупреждения; 30 июня 2023 года - по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.
В связи с установлением указанных обстоятельств 13 июля 2023 года врио начальника иммиграционного контроля и трудовой миграции управления по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области Лига А.А. принято решение о неразрешении Абудмуталибову Л.Т. въезда в Российскую Федерацию на основании подпункта 11 части 1 статьи 27 Закона N 114-ФЗ; 13 июля 2023 года инспектором ГОМУ ОРВР УВМ УМВД России по Магаданской области Васильевым А.В. принято решение N 28, утвержденное врио начальника УМВД России по Магаданской области Могилевич С.С, об аннулировании Абдумуталибову Л.Т. разрешения на временное проживание на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Полагая, что указанные решения являются незаконными, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, Абдумуталибов Л.Т. обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Абдумуталибова Л.Т, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, установив наличие неопровержимых доказательств неоднократного привлечения Абдумуталибова Л.Т. к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации, в также отсутствия у Абдумуталибова Л.Т. прочных социальных и семейных связей на территории Российской Федерации и наличия таких связей в "адрес", где проживают его жена и трое детей, пришли к выводу о том, что оспариваемые решения приняты административными ответчиками в пределах предоставленных полномочий, порядок принятия решений не нарушен, примененная мера ответственности отвечает требованиям соразмерности.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды ограничились установлением формальных оснований, а принятые решения чрезмерно ограничивают право Абдумуталибова Л.Т. на уважение частной жизни, несоразмерны тяжести совершенных им административных правонарушений, не ставят под сомнение законность постановленных судебных актов, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законодательное регулирование, установленное подпунктом 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, которые в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
С учетом приведенной правовой позиции наличие у административного истца братьев, имеющих гражданство Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения в отношении Абдумуталибова Л.Т. законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, в связи с чем запрет административному истцу на въезд в Российскую Федерацию не свидетельствует о нарушении его права на уважение личной и семейной жизни.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьёй 328 КАС РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Магаданского областного суда от 26 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдумуталибова Л.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.