Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Туктамышева О.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2024 года, принятое по административному иску заместителя прокурора Республика Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по организации доступности услуги по проведению Технического осмотра транспортных средств в Абыйском, Алданском, Аллаиховском, Амгинском, Анабарском, Верхневилюйском, Церхнеколымском, Верхоянском, Вилюйском, Горном, Жиганском, Кобяйском, Мирнинском, Момском, Намеком, Нижнеколымском, Оленекском, Оймяконском, Среднеколымском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Янском, Чурапчинском, Эвено-Бытантайском районах Республики Саха (Якутия); обязать в течение одного года с момента вступления в силу решения суда организовать проведение не реже 1 раза в полугодие технического осмотра транспортных средств в Абыйском, Алданском, Аллаиховском, Амгинском, Анабарском, Верхневилюйском, Нерхнеколымском, Верхоянском, Вилюйском, Горном, Жиганском, Кобяйском, Мирнинском, Момском, Намеком, Нижнеколымском, Оленекском, Оймяконском, Среднеколымском, Сунтарском, Таттинском, Томпонском, Усть-Алданском, Усть-Янском, Чурапчинском, Эвено-Бытантайском районах Республики Саха (Якутия); обязать в течение одного года с момента вступления в силу решения суда обеспечить наличие пунктов технического осмотра Транспортных средств в Алданском, Мирнинском районах в соответствии с Нормативами, установленным приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2020 года N ОД-477.
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2024 года, административное исковое заявление возвращено административному истцу на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в связи с неподсудностью дела данному суду.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2024 года определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2024 года отменено. Административное дело с административным исковым заявлением направлено в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) для рассмотрения по существу заявленных требований.
10 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), поданная 3 июня 2024 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права. Полагает, что административное дело подлежит рассмотрению на территории, где возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых прокурором действий (бездействий), в соответствии со статьей 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 327.1 КАС РФ кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного иска, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ установлено, что судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административный иск прокурора, судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) исходил из того, что правовое значение для определения подсудности является место, где могут возникнуть правовые последствия оспариваемого бездействия, и учитывая, что юрисдикция Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) не распространяется ни на одну территорию, где в дальнейшем должны возникнуть правовые последствия, пришел к выводу о неподсудности дела Якутскому городскому суду Республики Саха (Якутия).
Отменяя определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) и направляя административное исковое заявление в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) для рассмотрения по существу заявленных требований, судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) исходил из того, что обращаясь в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) прокурор реализовал свое право выбора между несколькими судами, к подсудности которых относится предъявленный административный иск.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции, положенными в основу обжалуемого судебного постановления, не имеется.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Из разъяснений, данных судам в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
Если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 11 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, по указанной категории административных споров административный истец вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права в суд по месту нахождения административного ответчика.
Возможность подачи административного искового заявления об оспаривании действий, решений органа государственной власти, иного государственного органа также в суд по месту осуществления своих полномочий, совершения исполнительных действий, возможности возникновения правовых последствий оспариваемых решений, действий является дополнительной гарантией, направленной на обеспечение доступа гражданина к правосудию, предоставляет заявителю возможность выбора суда, в который он может обратиться.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно названной статье, подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (часть 4 статьи 24 КАС РФ).
Административный ответчик - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) расположено по адресу: "адрес".
Учитывая вышеуказанные нормы, поскольку право выбора между несколькими судами, которым согласно названным нормам подсудно административное дело, принадлежит административному истцу, судья апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу, что прокурор реализовал свое право выбора между несколькими судами, к подсудности которых относится предъявленный административный иск.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании подлежащего применению процессуального законодательства и не влекут отмены апелляционного определения.
При таких обстоятельствах выводы судьи апелляционной инстанции являются правильными, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) - Дворянской Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Судья О.В. Туктамышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.