Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года, принятые по административному делу N 2а-7473/2023, по административному иску Слепцова Сергея Витальевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры России Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Слепцов С.В. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным иском к федеральному казенному учреждению СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (далее - ФКУ СИЗО-1, Учреждение), в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в камере N на первом этаже режимного корпуса N ФКУ СИЗО-1, установленные решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2022 года в размере 800 000 рублей.
В обоснование требований истец указал, что решением суда от 12 октября 2022 года установлен срок для устранения нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем решение не исполнено.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года административный иск Слепцова С.В. удовлетворен частично.
С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Слепцова С.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 3 000 руб..
14 июня и 17 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), поданные через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 3 июня и 10 июня 2024 года, в которых ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения, направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения иска, на то, что судами не принято во внимание, что при строительстве здания режимного корпуса применялись действующие на тот момент нормы ВСН 10-73/МВД СССР; не согласны с выводом судов о причинении вреда личным неимущественным правам истца, а также в части размера взысканной компенсации; полагают, что истец не доказал наличие причинно-следственной связи между содержанием его в камере N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора.
В кассационной жалобе представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) ссылается на аналогичные доводы, изложенные в кассационной жалобе УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России. При этом указывает, что судами не принято во внимание, что учреждением в камерах периодически осуществляется косметический ремонт.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2024 года кассационные жалобы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N103-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).
Статьей 15 Федерального закона N103-ФЗ установлено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу абзаца второго статьи 7 Федерального закона N 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в числе прочего, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьёй 23 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 103-ФЗ, подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Удовлетворяя частично административные исковые требования Слепцова С.В. суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив факт нарушения условий содержания административного истца в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в неудовлетворительном состоянии камеры, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания соответствующей компенсации.
При определении размера взыскиваемой в пользу Слепцова С.В. компенсации в сумме 3000 рублей суды учитывали продолжительность нарушения, обстоятельства при которых оно допущено, исходили из принципов разумности и справедливости.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий (пункты 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушения указанных условий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Слепцов С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-1 в камере N.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу N на СИЗО-1 возложена обязанность произвести ремонт в помещении душевой на 2 этаже режимного корпуса N, камерах N N, 11, 20, 25, 28, 30, 33, 34, 126, 136, 140, 142-145, 149, 150, 152-161, 163-166, 171-173, 177, 178, 182-186, 188, 191, в камерах и карцерах 1-2 этажа режимного корпуса N в целях устранения выявленных нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках рассмотрения указанного гражданского дела N судом установлено, что в том числе и в камере N требуется ремонт, на стенах, потолке имеются повреждения внутренней отделки, трещины, следы потеков на потолке, признаки поражения грибком, дефекты полового покрытия.
Доказательств устранения выявленных нарушений в материалах дела не имеется. По информации СИЗО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства на капитальный ремонт объектов учреждений помещений режимных корпусов 1, 2 СИЗО-1 в размере 3660447 рублей, заключены государственные контракты с ФКУ KП-2 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), с ООО "Сибнорд", ИП ФИО6, ООО "Свето-Гур", ООО "Армада", ООО "ТД Центр снабжения", ООО ПСК "Стройплощадка", ИП "ДО М.В.", ООО "Стройкомплектсервис Новосибирск".
ДД.ММ.ГГГГ Слепцов С.В. обратился в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) с жалобой на условия содержания, нарушающие его права как гражданина. Указанное обращение перенаправлено в адрес прокурора Республики Саха (Якутия). Согласно ответу из прокуратуры Республики Саха (Якутия) на указанное обращение Слепцова С.В, в адрес руководства УФСИН России по Республике Саха (Якутия) внесено представление, по результатам рассмотрения которого 6 должностных лиц привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, возбуждено дело об административном правонарушении, наложен штраф, подано исковое заявление в суд, принято решение суда об удовлетворении исковых требований, на СИЗО возложена обязанность произвести ремонт в целях устранения выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Установив нарушение прав административного истца на содержание в камере в надлежащих условиях со стороны ФКУ СИЗО-1, что выразилось в неудовлетворительном состоянии камеры N (на стенах и потолках имеются повреждения, трещины, плесень, следы от потеков, отслоения штукатурки и краски, нарушена целостность покрытия полов) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несоответствием камеры требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принимая во внимание, что Слепцов С.В. имеет заболевание туберкулез легких, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания соответствующей компенсации.
Доводы кассационной жалобы о том, что размер присужденной истцу компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении не соответствует принципам разумности и справедливости, подлежат отклонению, поскольку при определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания судом учтены характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, принцип разумности и справедливости соблюден.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовые позиции административного ответчика, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем, соответствующие позиции сторон уже были исследованы нижестоящими судами и верно отклонены в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы УФСИН России по Республике Саха (Якутия), ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.