Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края к ОМВД России по Ванинскому району, УМВД России по Хабаровскому краю, ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ванинского района Хабаровского края обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по Ванинскому району, выразившееся в длительном несоблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС ОМВД России по Ванинскому району, расположенном по адресу: ул.Невского, д.1, п.Ванино; обязать УМВД России по Хабаровскому краю провести финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС ОМВД России по Ванинскому району, расположенному по адресу: ул.Невская, д.1, п.Ванино в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ОМВД России по Ванинскому району в течение 12 месяцев со дня поступления целевого финансирования устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС ОМВД России по Ванинскому району, расположенном по адресу: ул.Невская, д.1, п.Ванино, а именно: провести ремонт душевой комнаты, в камерах NN 1-12, карцере, комнате свиданий, следственной комнате, бытовой, дежурной части, устранив грязь, трещины, отслоившиеся краску, обои, осыпающуюся штукатурку, грибок; в камерах NN 1-12 установить бачки для питьевой воды; камеры NN 1-12 оборудовать тазами для гигиенических целей и стирки одежды; оборудовать элементами приватности санитарные узлы камер NN 2, 3, 4, 7, 10; привести в состояние, позволяющие провести санитарную обработку, имеющиеся элементы приватности санитарных узлов камер NN 1, 5, 6, 8, 9, 11, 12; обеспечить проведение регулярной камерной обработки постельных принадлежностей и вещей задержанных лиц; обеспечить рабочее состояние дезинфекционной камеры; провести обслуживание системы вентиляции, включая вентиляционные шахты, решетки.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания ОМВД России по Ванинскому району (далее - ИВС) выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 27 июля 2023 года в адрес врио начальника ОМВД России по Ванинскому району внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено частично, однако фактически вышеуказанные нарушения не устранены.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 декабря 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 марта 2024 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие УМВД России по Хабаровскому краю, ОМВД России по Ванинскому району, выразившееся в длительном несоблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС ОМВД России по Ванинскому району, расположенном по адресу: ул.Невского, д.1, п.Ванино. На ОМВД России по Ванинскому району возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня поступления целевого финансирования устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в ИВС ОМВД России по Ванинскому району по адресу: ул.Невского, д.1, п.Ванино, а именно: провести ремонт душевой комнаты, в камерах NN 1-12, карцере, комнате свиданий, следственной комнате, бытовой, дежурной части, устранив грязь, трещины, отслоившиеся краску, обои, осыпающуюся штукатурку, грибок; в камерах NN 1-12 установить бачки для питьевой воды; камеры NN 1-12 оборудовать тазами для гигиенических целей и стирки одежды; оборудовать элементами приватности санитарные узлы камер NN 2, 3, 4, 7, 10; привести в состояние, позволяющие провести санитарную обработку, имеющиеся элементы приватности санитарных узлов камер NN 1, 5, 6, 8, 9, 11, 12; обеспечить проведение регулярной камерной обработки постельных принадлежностей и вещей задержанных лиц; обеспечить рабочее состояние дезинфекционной камеры; провести обслуживание системы вентиляции, включая вентиляционные шахты, решетки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 марта 2024 года резолютивная часть решения Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 декабря 2024 года дополнена четвёртым абзацем: "В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано".
14 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба УМВД России по Хабаровскому краю, поданная через Ванинский районный суд Хабаровского края 31 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений со ссылкой на то, что при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций не учтены доводы административных ответчиков о доведении лимитов бюджетных обязательств на 2024 год на выполнение работ по текущему ремонту помещений ИВС ОМВД России по Ванинскому району. Судами не исследован вопрос о возможности обеспечить рабочее состояние дезинфекционной камеры либо установки новой. Также ссылается на то, что понуждение к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций. Судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, поскольку УМВД России по Хабаровскому краю не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, от ОМВД России по Ванинскому району не поступали обращения (заявки) об оказании содействия в устранении недостатков, выявленных по результатам проверки.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2024 года кассационная жалоба УМВД России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (пункт 2 части 1 статьи 17, часть 1 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ).
Согласно абзацам 42 и 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - ПВР ИВС), подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом; камеры ИВС оборудуются, в том числе, вешалкой для верхней одежды, бачком для питьевой воды.
Пунктом 14 ПВР ИВС установлено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП N 12-95 от 12 февраля 1995 года, введенных в действие с 1 июля 1995 года, в помещении ИВС предусмотрен санитарный пропускник с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинками (пункт 18 таблицы 17 к пункту 16.1).
Согласно пункту 17.3 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП N 12-95 от 12 февраля 1995 года, введенных с 1 июля 1995 года, в камерах ИВС специальных приемников и палат приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, необходимо предусматривать следующее оборудование: одноярусные или двухярусные кровати с габаритными размерами 1, 9*0, 7 м; столы и скамейки из расчета периметра столов и длины скамеек по 0.4 пог.м на человека; вешалка для верхней одежды из расчета 0, 1 пог.м на 1 человека; настенные шкафы и прикроватные тумбочки (одна на 2 человека) для хранения продуктов питания и предметов личной гигиены; бачок с питьевой водой и кружкой; репродуктор.
В кухонных помещениях с влажным режимом, а также требующих частой влажной уборки стен и перегородок, в помещениях дезкамер, душевых, процедурных, перевязочных, комнатах для мойки и хранения посуды и других подобных помещениях следует предусматривать облицовку стен и перегородок глазурованной плиткой на высоте 1, 8 м от пола. В душевых потолки, стены и перегородки выше панели окрашиваются масляной краской.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокуратурой Ванинского района Хабаровского края проверки соблюдения требований условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОМВД России по Ванинскому району (далее - ИВС) установлено, что дезинфекционная камера в ИВС с 3 июля 2023 года находится в неисправном состоянии, что свидетельствует об отсутствии обязательной санитарной обработки вещей лиц, доставленных для содержания в ИВС; унитазы в камерах NN 2, 3, 4, 7, 10 не оборудованы элементами приватности; в камерах NN 1, 5, 6, 8, 9, 11, 12 кабинки приватности из металлических конструкций, поверхности которых ржавые, что не позволяет проводить качественную уборку; все камеры (с N 1 по N 12) не оборудованы бачком для питьевой воды, а также тазами для гигиенических целей и стирки одежды; во всех помещениях (камеры NN 1 - 12, карцер, комната свиданий, следственная, санпропускник, бытовая, дежурная часть) стены и потолки грязные, в трещинах, с отслоившимися и осыпающейся штукатуркой краской, обоями, окна грязные; в камере N 6 и в карцере на стенах и потолке отмечается сырость, черно-желтые разводы, ощущается высокая влажность, запах прелости, имеются признаки поражения грибком; в камере N 7 нарушено фанерное покрытие пола; вентиляционные решетки в камерах в слое черной пыли, обслуживание системы вентиляции, включая вентиляционные шахты и решетки, не проводится; последнее обслуживание вентиляции проводилось в 2020 году; уровни искусственной освещенности в карцере ИВС не отвечают требованиям СП 12-95 от 01.07.1995 МВД России "Инструкция по проектированию объектов внутренних дел"; относительная влажность воздуха не соответствует требованиям ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях".
По результатам проверки прокуратурой вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона, которые ответчиками до настоящего времени не устранены.
Частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона N 103-ФЗ, ПВР ИВС, СП 12-95 от 01.07.1995 МВД России "Инструкция по проектированию объектов внутренних дел", ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", установив указанные выше нарушения, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения соответствующих обязанностей на ОМВД России по Ванинскому району.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора к ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Хабаровскому краю", а также к УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным бездействия по финансированию указанных в решении работ, суды исходили из титула спорного объекта, его правового статуса, структурного подчинения органов МВД России, отсутствия доказательств осведомленности администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получателя и распорядителя средств федерального бюджета, которым является ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю", о необходимости соответствующего ремонта, приняв также во внимание факт доведения лимитов бюджетных обязательств на 2024 год на выполнение работ по текущему ремонту помещений ИВС.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Учитывая, что судами установлен факт нарушения со стороны ОМВД России по Ванинскому району требований законодательства по созданию предусмотренных законом условий для содержания граждан, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в изоляторе временного содержания, что влечет нарушение их прав, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов верными, соответствующими положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не исследован вопрос о возможности обеспечить рабочее состояние дезинфекционной камеры, либо установки новой, не ставит под сомнение законность постановленных судебных актов, поскольку действующим законодательством предусмотрено оборудование ИВС санитарным пропускником с дезинфекционной камерой, а из рапорта начальника ИВС от 12 декабря 2022 года следует, что камера дезинфекции вещей не соответствует предъявляемым нормам (отсутствует отдельное помещение с подводкой электричества, холодной и горячей воды, канализацией, вентиляцией, системы отопления); рапортом от 5 июля 2023 года начальник ИВС проинформировал врио начальника ОМВД России по Ванинскому району, что камера дезинфекции вещей с 3 июля 2023 года находиться в неисправном состоянии: нарушено электропитание.
Иные доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 13 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 1 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.