Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 4 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Государственной жилищной инспекции Камчатского края об оспаривании предписания от 17 ноября 2023 года N 335/1-2ж.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с указанным административным иском, просил признать незаконным и отменить предписание от 17 ноября 2023 года N 335/1 - 2ж.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведённой Государственной жилищной инспекцией Камчатского края внеплановой выездной проверки вынесено оспариваемое предписание, которым на администрацию возложена обязанность в срок до 19 января 2024 года предоставить нанимателям жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Курильская, д.19, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма, а также обеспечить жилищные права собственников жилых помещений этого дома в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Представитель административного истца с предписанием не согласен, полагает, что Государственная жилищная инспекция Камчатского края не обладает полномочиями по установлению сроков предоставления гражданам жилых помещений, поскольку данные вопросы отнесены к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Срок расторжения договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда установлен распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 6 сентября 2019 года N 140-р и определён с учётом сроков реализации муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа". На дату проведения внеплановой выездной проверки заселёнными являлись лишь три квартиры этого многоквартирного дома, жильцы которых до заключения с ними договоров социального найма могут быть расселены в жилых помещениях маневренного фонда.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 января 2024 года в удовлетворении административных исковых требований администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 4 апреля 2024 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 января 2024 года отменено. Принято новое решение, которым административное исковое заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворено частично. Признано незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17 ноября 2023 года N335/1-2ж в части установленного в нем срока до 19 января 2024 года для выполнения требования предоставить в соответствии со ст.89 ЖК РФ нанимателям жилых помещений дома N19 по ул.Курильской по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа. В остальной части требования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 17 ноября 2023 года N 335/1-2ж оставлены без удовлетворения.
19 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Государственной жилищной инспекции Камчатского края, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 30 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал, что в ходе выездной проверки установлена реальная угроза обрушения несущих конструкций дома, в связи с чем администрации выдано оспариваемое предписание. Длительное непредоставление жилых помещений жильцам признанного аварийным многоквартирного дома нарушает жилищные права граждан, гарантированные Конституцией РФ.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2024 года кассационная жалоба Государственной жилищной инспекции Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Принятый в развитие этой правовой нормы Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, предусматривает проведение оценки помещения межведомственной комиссией с составлением заключения и последующим принятием соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
Из содержания пункта 49 названного Порядка следует, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Процедура обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлена статьей 32 ЖК РФ, которая предусматривает:
предъявление органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;
изъятие земельного участка для муниципальных нужд и изъятие каждого жилого помещения в указанном доме в случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома;
направление соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
возмещение за жилое помещение либо предоставление по соглашению с собственником другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу статьи 87 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 95 ЖК РФ, определяющей назначение жилых помещений маневренного фонда, предусмотрено, что такие жилые помещения предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии со ст.20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда (часть 1).
При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (часть 8).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Государственной жилищной инспекцией Камчатского края (далее - ГЖИ) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа требований жилищного законодательства, поводом для которой явилось обращение жителя дома N 19 по ул.Курильская г.Петропавловск-Камчатского о ненадлежащем содержании многоквартирного жилого дома, результаты которой отражены в акте от 17 ноября 2023 года.
В ходе проверки выявлено, что распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 6 сентября 2019 года N 140-р, которое принято на основании заключения межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2019 года N 4865, указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа предписано: в срок до 1 ноября 2019 года направить собственникам жилых помещений в этом доме требования о его сносе; в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда и отселить проживающих в них граждан в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.
Установив, что на дату проведения проверки в отдельных жилых помещениях многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, продолжают проживать граждане, а установленный срок для их расселения является чрезмерно длительным, ГЖИ пришла к выводу о нарушении администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа требований статей 32, 89 ЖК РФ.
Для устранения выявленных нарушений в адрес истца внесено предостережение, содержащее требование предоставить нанимателям жилых помещений по договорам социального найма другие благоустроенные жилые помещения, а также принять меры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, со сроком его исполнения до 19 января 2024 года.
Выражая несогласие с указанным предписанием, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт реагирования ГЖИ закону не противоречит, выдан уполномоченным на то должностным лицом и при наличии к тому правовых оснований.
Отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя административные исковые требования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, руководствуясь положениями ЖК РФ, Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года N 1985, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, исходя из того, что сроки, в течение которых гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном статьей 87 ЖК РФ, жилищным законодательством не установлены; на дату выдачи оспариваемого предписания установленный распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 6 сентября 2019 года N 140-р срок (до 31 декабря 2024 года) для принятия мер к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда и отселению проживающих в них граждан в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма не истек, пришла к выводу о том, что до истечения этого срока жилищные права указанной категории граждан могут быть обеспечены путем предоставления им жилых помещений маневренного фонда, в связи с чем признала незаконным оспариваемое предписание ГЖИ в части установленного в нем срока до 19 января 2024 года для выполнения требования предоставить в соответствии со статьей 89 ЖК РФ нанимателям жилых помещений дома N 19 по улице Курильской по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в границах
Петропавловск-Камчатского городского округа.
В то же время, судебная коллегия не нашла оснований для признания незаконным предписания ГЖИ в части адресованных административному истцу требований к принятию мер по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений, поскольку адресованные собственникам жилых помещений требования о сносе многоквартирного жилого дома в срок до 1 октября 2020 года не исполнены.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.