Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2024 года, принятые по административному делу N 2а-11922/2023, по административному иску Парфеновой Любови Васильевны к Департаменту имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Парфенова Л.В. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/23 от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование иска указано, что оспариваемое решение ответчика не соответствует законодательству, фактическим обстоятельствам дела, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г. Якутска испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне С-2А (зона объектов сельскохозяйственного назначения), где ведение садоводства является основным видом разрешенного использования земельного участка. Испрашиваемый земельный участок в зоне Л-1 не расположен, кроме этого земельный участок не находится в границах СОТ "Катюша".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2024 года, административное исковое заявление Парфеновой Л.В. удовлетворено.
Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N-ДИЗО/23 от ДД.ММ.ГГГГ Парфеновой Л.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Парфеновой Л.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за вх. N-ДИЗО/23.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что оспариваемый отказ является обоснованным и законным, поскольку оснований для согласования предоставления земельного участка не имелось.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N от ДД.ММ.ГГГГ проект планировки и проект межевания территории отсутствуют; земельный участок находится в границах лесного массива. Кроме этого, земельный участок расположен на территории СОТ "Катюша".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июля 2024 года кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Парфенова Л.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт 15 км, для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска письменным уведомлением отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку земельный участок расположен на территории СОТ "Катюша", а согласно космоснимку испрашиваемый земельный участок расположен в лесном массиве.
Удовлетворяя административные исковые требования Парфеновой Л.В, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывал, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении истцом, соответствует виду его разрешенного использования, и исходил из отсутствия доказательств расположения испрашиваемого земельного участка в зоне лесничеств, лесов, лесных массивов и в границах СОТ "Катюша".
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Как установлено судами основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления административному истцу испрашиваемого участка послужило его расположение на территории земель лесного фонда. Также уполномоченным органом указано о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории СОТ "Катюша".
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с положениями статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Согласно части 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли.
В силу пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Частью 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации информация о составе и границах лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, подлежит внесению в государственный лесной реестр.
Из карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённых решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА, следует, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне "С-2А": зоне объектов сельскохозяйственного назначения (садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и пр.) с правом возведения строений и используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.
Согласно карты с геопортала г.Якутска территориальная зона "Л-1" находится в отдалении.
Из ответа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок располагается на землях поселений и не входит в состав земель лесного фонда лесничества.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют и не предоставлены ответчиком в обоснование законности принятого оспариваемого решения достоверные доказательства, подтверждающие расположение испрашиваемого земельного участка в границах СОТ "Катюша", а также в зоне лесничеств, лесов, лесных массивов.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные выше положения действующего законодательства, принимая во внимание отсутствие допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения, поскольку в силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 КАС РФ, судебными инстанциями не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.