Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шевцовой Т.С, судей Александровой М.В. и Юдановой С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" о возложении обязанности
по кассационной жалобе ФИО9 на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С, пояснения представителя Целищева И.Н. - Сафарова Р.А, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Целищев И.Н. обратился в суд с названным иском, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" В мае 2021 года истец узнал о том, в границах его земельного участка проходит труба газопровода низкого давления, принадлежащая ответчику, что нарушает его права как собственника земельного участка.
Целищев И.Н. просил суд возложить обязанность на АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" произвести все необходимые работы и перенести указанную газовую трубу за пределы границ его земельного участка в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае несоблюдения указанного срока просил взыскать судебную неустойку в размере 1 000 рублей в день.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Хабаровского муниципального района, Комитет по управлению муниципального имущества администрации г. Хабаровска. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Целищева И.Н. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Целищев И.Н. на основании вступившего в законную силу решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" Право собственности зарегистрировано 21 сентября 2021 года.
Ранее собственником указанного участка и расположенного на нем жилого дома являлся отец истца - ФИО10 который умер 24 января 2003 года.
Уточнение местоположения границ и площади земельного участка произошло 2 декабря 2022 года, кадастровым инженером составлен межевой план, 28 июля 2023 года составлен градостроительный план участка с описанием границ с указанием координат характерных точек.
27 января 2014 года администрацией Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства "Газопровод природного газа в с. Воронежское-3 Хабаровского муниципального района".
31 октября 2017 года составлен акт приемки законченного объекта, 23 ноября 2017 года выдано заключение о соответствии объекта установленным законом требованиям, 8 декабря 2017 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.
Газопровод проходит в том числе через земельный участок Целищева И.Н. на основании разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута, находящихся в неразграниченной собственности, предоставленного постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 25 июня 2020 года N 602. Правообладателем газопровода является АО "Газпром газораспределение Дальний Восток".
Указав, что проведение газопровода осуществлено в отсутствие его согласования, нарушает его права как собственника земельного участка, Целищев И.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленный спор, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 8-11, 209, 210, 261, 264, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статей 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, разъяснениями, изложенными в пунктах 45-47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив факт законного использования земельного участка истца, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района выдается органом местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка (часть 4 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Трубопровод (в том числе газопровод) представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, раздел в натуре данной вещи невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такой газопровод представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Из приведенных правовых норм следует, что составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Как следует из материалов дела, Целищев И.Н. просил суд демонтировать газопровод в части, проходящей по принадлежащему ему земельному участку, что не предусмотрено нормами действующего законодательства.
При этом, согласно пункту 17 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Кроме того, газопровод построен с соблюдением уставленного законом порядка, сведений о том, что при строительстве газопровода были нарушены градостроительные или строительные нормы и правила, а также тот факт, что данный объект угрожает жизни и здоровью людей, в материалы дела не представлено, напротив, 23 ноября 2017 года выдано заключение о соответствии объекта установленным законом требованиям.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Целищев И.Н, являясь добросовестным субъектом гражданского оборота, не мог не знать об осуществлении на принадлежащем ему земельном участке работ по строительству газопровода, который строили в период с 2014 по 2017 годы, однако никаких мероприятий, направленных на прекращение строительства, не предпринимал.
При этом, как следует из материалов дела, на период начала строительства газопровода в 2014 году, земельный участок Целищева И.Н. в установленном законом порядке разграничен не был, уточнение местоположения границ и площади земельного участка произошло 2 декабря 2022 года, межевой план составлен только 28 июля 2023 года, то есть уже после ввода газопровода в эксплуатацию.
Кроме того, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке (пункт 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878).
Согласно пункту 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9 и Минтопэнерго Российской Федерации от 29 апреля 1992 года, (земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей (пункт 48 Правил охраны газораспределительных сетей).
В силу изложенного Целищев И.Н. не лишен права использовать земельный участок по его назначению.
Доводы заявителя об обратном не опровергаются представленными в дело доказательствами.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Целищева И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.