Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Власенко И.Г, судей Аноприенко К.В, Егоровой А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Животягина Владимира Григорьевича, Животягиной Ирины Михайловны, Животягиной Екатерины Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к администрации г. Тында, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тында о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, взыскании социальной выплаты, по кассационным жалобам администрации города Тынды, Животягина Владимира Григорьевича, Животягиной Ирины Михайловны, Животягиной Екатерины Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, на решение Тындинского районного суда Амурской области от 6 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 марта 2024 года, Заслушав доклад судьи Егоровой А.И,
УСТАНОВИЛА:
Животягин В.Г, Животягина И.М, Животягина Е.В, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, обратились с иском к администрации г. Тында, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тында о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, взыскании социальной выплаты.
В обоснование требований указали, что жилое помещение по адресу: "адрес", было предоставлено по договору социального найма Животягиной И.М, 29 ноября 2012 года данная квартира приватизирована, передана в собственность Животягина В.Г, ФИО1, ФИО2 В настоящее время в квартире проживают Животягин В.Г. и Животягина И.М, отказавшаяся от участия в приватизации и имеющая право бессрочного пользования данным жильем.
Постановлением администрации г. Тынды N 2332 от 15 ноября 2019 года многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Все жильцы многоквартирного дома расселены, имеется угроза обрушения строительных конструкций. Установленный срок сноса дома до 20 мая 2020 года истек, вместе с тем, мероприятия, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников "адрес" администрацией г. Тынды не проведены. Возможность получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках региональной или муниципальной программы им не разъяснена, в списки семей граждан на получение социальной выплаты в рамках программных мероприятий по переселению граждан из ветхого жилого фонда они не включены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, просили: признать незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в непринятии мер по расселению Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 из аварийного многоквартирного "адрес"; признать незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не вручении в срок до 1 апреля 2021 года, в срок до 1 апреля 2022 года и в срок до 1 апреля 2023 года лично Животягину В.Г, Животягиной И.М, Животягиной Е.В, ФИО1 и ФИО2, и не направлении в письменной форме (способом, позволяющим подтвердить факт направления) по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты истцов, уведомления о возможности подачи заявления на получение социальной выплаты; признать незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не включении Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 в Списки семей граждан, подлежащих переселению в рамках программных мероприятий по переселению граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного на территории города Тынды (зона БАМ), сформированные администрацией города Тынды в период с января 2015 года по 14 сентября 2022 года; признать незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не включении Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 в Списки семей граждан на получение социальной выплаты в рамках программных мероприятий по переселению граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного на территории города Тынды (зона БАМ), сформированные администрацией города Тынды в период с января 2020 года по 17 мая 2023 года; взыскать с администрации города Тынды в пользу Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 социальную выплату, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м жилья в Амурской области,
установленной на период выплаты Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений в рамках реализации программных мероприятий по переселению из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного на территории города Тынды (зона БАМ).
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 6 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в непринятии мер по расселению из аварийного многоквартирного "адрес" Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 в период с 16 декабря 2019 года по 6 октября 2023 года.
Признано незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не вручении в срок до 1 апреля 2023 года Животягину В.Г, Животягиной И.М, Животягиной Е.В, ФИО1 и ФИО2 (лично или в письменной форме, способом, позволяющим подтвердить факт направления, по почтовому адресу либо в форме электронного документа по адресу электронной почты истцов), уведомления о возможности подачи заявления на получение социальной выплаты.
Признано незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не включении Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 в Списки семей граждан, подлежащих переселению в рамках программных мероприятий по переселению граждан из ветхого жилого фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного на территории города Тынды (зона БАМ), сформированные администрацией города Тынды в период с 15 ноября 2019 года по 14 сентября 2022 года.
Признано незаконным бездействие администрации города Тынды, выразившееся в не включении Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2 в Списки семей граждан на получение социальной выплаты в рамках программных мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам и нанимателям жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории города Тынды (зона БАМ), сформированные администрацией г. Тынды с января 2020 года по 17 мая 2022 года.
С администрации города Тынды в пользу Животягина В.Г. взыскана социальная выплата на приобретение жилых помещений собственникам и нанимателям жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории города Тынды (зона БАМ), в размере "данные изъяты" рублей для приобретения жилого помещения, оформляемого в общую долевую собственность Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2
На Животягина В.Г, Животягину И.М, ФИО1 и ФИО2 возложена обязанность произвести безвозмездное отчуждение в муниципальную собственность городского округа город Тында Амурской области жилого помещения по адресу: "адрес", и освободить названное помещение (выселиться из него) в срок не более чем два месяца со дня приобретения в их собственность жилого помещения - за счет социальной выплаты в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 марта 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части размера социальной выплаты на приобретение жилых помещений собственникам и нанимателям жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории города Тынды (зона БАМ).
С администрации города Тынды в пользу Животягина В.Г. взыскана социальная выплата на приобретение жилых помещений собственникам и нанимателям жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории города Тынды (зона БАМ), в размере "данные изъяты" рублей - для приобретения жилого помещения, оформляемого в общую долевую собственность Животягина В.Г, Животягиной И.М, ФИО1 и ФИО2
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Тынды ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения. Полагает, что принятое решение нарушает очередность расселения семей из ветхого жилья. Квартира истцов включена в Список жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и качественным жильем населения г. Тынды", утвержденной постановлением администрации г. Тынды от 22 августа 2022 года N, под номером N. Список формируется в зависимости от даты признания дома аварийным, таким образом, независимо от того, когда граждане обратились за выплатой, получают они ее в порядке очередности, тогда как суд установилдля истцов преимущество.
Животягина Е.В, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения в части, полагая, что размер выплаты должен быть увеличен до "данные изъяты" рублей, исходя из расчета стоимости квадратного метра на момент исполнения решения суда, то есть на 1 квартал 2024 года - "данные изъяты" рублей. Кроме того, обращает внимание на ошибочность указного в решении периода бездействия администрации г. Тынды по не включению их в списки на получение социальной выплаты. В списки на получение единовременной социальной выплаты они включены только 18 мая 2023 года, тогда как периодом бездействия является с января 2020 года по 17 мая 2022 года.
Аналогичные доводы содержит кассационная жалоба Животягина В.Г. и Животягиной И.М.
Участники процесса в судебное заседание кассационного суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемого апелляционного определения не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 2, 14, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года N 446 "Об утверждении государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы", Правилами предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области", утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397, постановлением администрации города Тынды от 14 марта 2017 года N 476а "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного на территории города Тынды (зона БАМ) и Правилами предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам и нанимателям жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории города Тынды (зона БАМ)", и исходил из того, что меры по переселению истцов из аварийного жилого дома, подлежащего сносу, в установленные сроки не приняты, процедура изъятия жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не инициирована, извещения о возможности получения социальной выплаты на приобретение жилья в рамках действующих в регионе Программ по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, с высоким уровнем износа (более 70%), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, истцам не направлялись, в Списки семей граждан, подлежащих переселению, и в Списки семей
граждан на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений истцы не включены, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления в обеспечении жилищных прав истцов. Принимая во внимание, что длительное бездействие администрации г..Тынды повлекло нарушение жилищных прав семьи истцов, вынужденных проживать в аварийном жилом помещении, техническое состояние которого угрожает их жизни и здоровью, суд взыскал с ответчика в пользу истцов социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, исчислив ее в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области, утвержденными постановлением правительства Амурской области от 22 июня 2021 года N 397.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами о наличии у истцов права на получение социальной выплаты во внеочередном порядке, поскольку занимаемое ими жилое помещение было предоставлено в 1998 году в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, как временное жилье. Предоставление истцам социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения взамен аварийного является в настоящее время единственным законным способом защиты их жилищных прав.
Изменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции счел размер социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения подлежим корректировке, исходя из стоимости квадратного метра жилой площади на дату принятия решения, то есть на 4 квартал 2023 года.
Изложенные выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Животягин В.Г. Животягина Е.А. и Животягина С.П. являются собственниками жилого помещения по адресу "адрес".
Многоквартирный жилой дом, в котором расположена их квартира, 15 ноября 2019 года признан аварийным и подлежащим сносу до 1 августа 2020 года.
Животягин В.Г. и Животягина И.М. проживают в данном жилом помещении, другого жилья не имеют. Вместе с тем, меры по переселению истцов из аварийного жилого дома администрацией г. Тынды не приняты.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
В рамках реализации данной программы, выделяемые денежные средства расходуются не только на приобретение жилых помещений для последующего их предоставления гражданам, проживающим в аварийном жилье, но и на возмещение собственникам стоимости изымаемых у них жилых помещений, на предоставление гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади, изымаемому (часть 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В целях реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2023 года N 801, правительством Амурской области утверждены Правила предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Амурской области (постановление от 22 июня 2021 года N 397).
Настоящие Правила определяют условия и порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, или жилых домов, признанных непригодными для проживания, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали (Мазановский, Селемджинский районы, Зейский, Тындинский муниципальные округа, города Зея и Тында Амурской области), в рамках мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.
Применяя установленный пунктом 6 Правил порядок расчета социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Амурской области, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на соответствующий период, суд произвел расчет, исходя из норматива, но в пределах общей площади занимаемого истцами жилого помещения, непригодного для проживания.
Расчет выполнен, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Амурской области, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на момент рассмотрения дела, что не противоречит требованиям закона.
Правовых оснований для применения в расчете средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Амурской области на момент исполнения решения, вопреки мнению истцов, у суда не имелось.
Ошибочное указание в решении даты в периоде бездействия на существо принятого решения не повлияло, права истцов судом восстановлены.
Выражая несогласие с принятым по делу судебным актом, истцы не приводят доводов, которые в силу закона могли бы повлечь его отмену или изменение.
Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы представителя администрации г. Тынды также не имеется. Указанные ответчиком доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 6 октября 2023 года, в части оставленной без изменения апелляционным определением и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 марта 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Тынды, Животягина Владимира Григорьевича, Животягиной Ирины Михайловны, Животягиной Екатерины Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, - без удовлетворения.
В связи с окончанием кассационного производства отменить приостановление исполнения решения Тындинского районного суда Амурской области от 6 октября 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.