Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 апреля 2009 г. N Ф04-2415/2009(5192-А70-43)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2009 г. N Ф04-2415/2009(5192-А70-43)
Общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее по тексту - ООО "Тюмень Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту - административный орган, Управление) от 15.10.2008 N А08/124 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности содержит неправильную квалификацию, доказательств вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения материалы административного дела не содержат, а также указано на процессуальные нарушения при производстве по делу об административных правонарушениях.
Решением от 20.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указывает на несоответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильную квалификацию административным органом действий заявителя.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вопрос о сроках предоставления информации, а также ответственности за нарушение сроков предоставления информации действующее законодательство не содержит.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей заявителя кассационной жалобы и административного органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражными судами установлено, и из материалов дела следует, что в Управление поступило заявление от гражданина У. Г.И. о необоснованном начислении ООО "Тюмень Водоканал" платы за услуги водоотведения.
По данному факту Управление в рамках положений статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в адрес Общества направило запрос о предоставлении в срок до 31.07.2008 документов согласно перечню, и которые ООО "Тюмень Водоканал" к установленному сроку представлены не были.
Приказом от 15.08.2008 N 333 административным органом в отношении Общества возбуждено дело N К 08/84 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 19.08.2008 N К 08/84 дело о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 25.09.2008. Данным же определением от 19.08.2008 N К 08/84 Управление обязало общество представить документы, указанные в определении в срок до 17.09.2008.
Определением от 25.09.2008 рассмотрение дела отложено на 16.10.2008, в котором установлен новый срок предоставления Обществом истребуемых документов - до 08.10.2008.
Уведомлением от 25.09.2008 N ДШ/4675 ООО "Тюмень Водоканал" извещено о возбуждении производства по делу N А08/124 об административном правонарушении, выразившемся в непредставлении сведений по требованию антимонопольного органа, а также о дате и времени составления протокола об административном правонарушении - на 03.10.2008.
03.10.2008 в отношении Общества в отсутствие его представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N А08/124.
Уведомлением от 03.10.2008 Общество извещено о дате и времени рассмотрения дела N А 08/124 - 15.10.2008 об административном правонарушении.
Заявителем в адрес Управления 08.10.2008 представлены частично документы, указанные в пунктах 3.1., 3.3., 3.4., 3.5. определений от 19.08.2008 N К 08/84 и от 25.09.2008 N К 08/84.
Однако истребуемые административным органом документы в полном объеме представлены Обществом только 23.10.2008 (исх. N 2189 л.д. 90).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 15.10.2008 N A08/124, согласно которому ООО "Тюмень Водоканал" привлечено к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, арбитражные суды, установив факт события административного правонарушения, исходили из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, при отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно части 1 статьи 25 указанного Закона коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "Тюмень Водоканал" не представило требуемые федеральным антимонопольным органом (территориальным Управлением) документы в установленный срок.
С учетом установленных обстоятельств, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности являются правомерными.
Довод Общества о нарушении Управлением при производстве по данному административному делу процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, а именно положений статьи 28.5 Кодекса, устанавливающей сроки составления протокола об административном правонарушении, правомерно признаны несущественными и отклонен судами, так как нарушение данных сроков не является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Иных нарушений процессуальных требований при производстве по данному делу об административном правонарушении арбитражными судами не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, и выводы судов основаны на представленных сторонами доказательствах.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7513/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2009 г. N Ф04-2415/2009(5192-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании