Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Куликовой И.И, судей Медведевой Е.А, Александровой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6910/2023 по иску Андреева Сергея Николаевича к Окружной администрации г. Якутска Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на земельные участки
по кассационной жалобе Андреева Сергея Николаевича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11.09.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2024.
Заслушав доклад судьи Куликовой И.И, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Андреев С.Н. обратился в суд с иском к Окружной администрации г.Якутска Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о признании права собственности на два земельных участка с кадастровыми номерами N, площадью 991 774 кв.м, под пашни и N, площадью 167 648 кв.м. под сенокашение, расположенные в "адрес", ссылаясь на то, что в 1992 году ему предоставлены земельные участки, общей площадью 88 га (пастбища - 54 га, болота - 17 га, сенокосы - 17 га), из земель совхоза "Якутский" для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на указанные участки от 12.05.1992. В 1993 году ранее предоставленные участки, площадью 71 га (пастбища - 54 га, болота - 17 га) изъяты и переданы в спецфонд города Якутска, а взамен выделен участок, площадью 100 га пашни для ведения зернового хозяйства. Принадлежащие истцу на праве пожизненного наследуемого владения участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров N и N. В 2023 году истец обратился в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о регистрации права собственности на указанные участки в упрощенном порядке, однако документы были возвращены. Полагая, что имеет право приобрести в собственность указанные земельные участки на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратился с настоящим иском в суд.
Окружная администрация г. Якутска возражая против предъявленного иска, указала на то, что истцом выбран неверный способ защиты права. Не оспаривая право истца на спорные земельные участки, представитель окружной администрации г. Якутска полагал, что в связи с наличием в представленных истцом в территориальный орган Росреестра правоустанавливающих документах исправлений в части площади принадлежащей истцу земли, необходимо установить в порядке особого производства факт владения и пользования спорными земельными участками и оспорить действия Роосреестра.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Калачева Е.С, Афанасьева Н.С, Калачев Н.С, Калачев С.С, Калачева Л.Н, Афанасьев В.С.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11.09.2023 в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением суда от 24.01.2024 судом отказано в удовлетворении иска Андреева С.Н. к Калачевой Е.С, Афанасьевой Н.С, Калачеву Н.С, Калачеву С.С, Калачевой Л.Н, Афанасьеву В.С. о признании права собственности на земельные участки.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2024 решение суда от 11.09.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Андреева С.Н. ставится вопрос об отмене принятых по делу принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав лиц, участвующих в деле, извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 ГПК РФ и статьи 165.1 ГК РФ, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 ГПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Судом установлено, что распоряжением вице-мэра г.Якутска N N от 06.05.1992. Андрееву С.Н. как главе фермерского хозяйства, состоящего из нескольких членов, предоставлены земельные участки общей площадью 88 га, из которых пастбища - 54 га, болота - 17 га, сенокосы - 17 га, из земель совхоза "Якутский" для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, выдано свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на предоставленные участки от 12.05.1992.
Распоряжением мэра города Якутска N N от 23.03.1993 ранее предоставленные участки площадью 71 га (пастбища - 54 га, болота - 17 га) изъяты и переданы в спецфонд города Якутска, взамен выделен участок площадью 100 га пашни для ведения зернового хозяйства.
Предоставленные Андрееву С.Н. на праве пожизненного наследуемого владения участки площадью 991 774 кв.м. под пашни и 167 648 кв.м. под сенокошение, расположенные в "адрес", поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров N, площадью 991 774 кв.м, под пашни и N. соответственно.
23.07.2019 крестьянское хозяйство "Андреев" прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.
Судом установлено, что спорные земельные участки располагаются на территории городского округа "Город Якутск" и используются истцом для посева многолетних трав, для сенокошения и пастбищ при ведении животноводства.
В 2023 году Андреев С.Н. обратился в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о регистрации права собственности на указанные земельные участки в упрощенном порядке.
В уведомлениях регистрирующего органа от 05.06.2023 и от 07.06.2023 о возврате представленных для государственной регистрации прав документов, оставленных без рассмотрения, заявителю разъяснено, что распорядительные акты на земельные участки от 1992 и 1993 года имеют неоговоренные исправления, что не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что право заявителя на земельные участки не является ранее возникшим, поскольку переоформить право пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования в упрощенном порядке, без ограничения срока, могут только граждане. В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, такого права не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцу в личную собственность не могут быть переданы земельные участки, превышающие предельные размеры в 10 га, а регистрация права собственности истца на спорные участки с учетом ограничений по максимальному размеру может быть осуществлена в установленном законом внесудебном порядке, препятствий к чему не имеется, права истца ответчиками не нарушены.
Проверяя законность и обоснованность решения суда по апелляционной жалобе истца, судебная коллегия согласилась с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом привела иные основания к отказу в иске.
Установив, что спорные земельные участки предоставлены Андрееву С.Н. в 1992 году в постоянное пользование как главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а не как физическому лицу, суд пришел к выводу о том, что истец не относится к лицам, имеющим в соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право на приобретение участка в собственность бесплатно, предусмотренный названной нормой права упрощенный порядок оформления права на земельные участки не применяется в отношении земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов постановленными при неправильном применении норм материального права.
Условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дату предоставления истцу земель для организации КФХ регулировались положениями статей 58 - 59 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, статьей 5 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Указанными нормами права установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность, пожизненное наследуемое владение или в аренду.
Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области.
Распоряжение земельным участком главой крестьянского хозяйства осуществляется с согласия всех членов крестьянского хозяйства.
Статьей 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
В соответствии со статей 10 названного Закона гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право, в том числе возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов; передать земельный участок по наследству; в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.
В настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств определяет Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Пунктами 1 и 3 статьи 11 указанного закона предусмотрено, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, к числу которых относится Закон N 74-ФЗ, согласно пункту 6.1 статьи 12 которого предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
При разрешении дела судами установлено, что спорные земельные участки предоставлены Андрееву С.Н. в 1992 году для организации крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения в установленном законом порядке.
Со дня предоставления и до настоящего времени истец использует спорные земельные участки для посева многолетних трав, для сенокошения и пастбищ при ведении животноводства.
В соответствии со статьей 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельные участки на основании права пожизненного наследуемого владения предоставляются гражданам в виде приусадебного участка для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам, решившим создать крестьянское (фермерское) хозяйство; лицам, вышедшим из состава сельскохозяйственной организации в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно статье 266 ГК РФ гражданин, обладающий указанным правом, имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.
В настоящее время введенный в действие с 30 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает предоставление земельных участков из государственных и муниципальных земель гражданам на указанном праве после введения его в действие, сохранив при этом право пожизненного наследуемого владения земельными участками для тех землевладельцев, которые приобрели данное право до введения его в действие.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 9.1 вышеназванной статьи (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции), если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничивается.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действующим (до 01.03.2015) пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. При этом обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка с 1 марта 2015 г. не требуется.
В перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", включаются: акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; также в силу пункта 4 части 1 указанной статьи допускается представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на земельный участок.
Аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 N 41-КАД23-6-К4.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для оставления без рассмотрения заявления Андреева С.Н. в 2023 году о регистрации права собственности на указанные земельные участки в упрощенном порядке послужило наличие в представленных истцом документах на земельные участки незаверенных исправлений, что не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец указал, что имеющиеся исправления в свидетельстве о праве пожизненного владения спорной землей в части предоставленной площади обусловлены тем, что в 1993 году из ранее предоставленной площади 88 га у него было изъяты и передано в спецфонд г.Якутска 71 га, а взамен выделен участок площадью 100 га пашни для ведения зернового хозяйства, что подтверждено распоряжениями мэрии г.Якутска N N от 06.05.1992 и N N от 23.03.1993.
Суду следовало проверить указанные обстоятельства, наличие и достоверность представленных истцом документов, подтверждающих его право, и достоверность содержащихся в них сведений, что судом не сделано.
Поскольку каких-либо иных оснований к отказу в удовлетворении иска не приведено, данных о том, что земельный участок исключен из оборота, судом не установлено, земельный участок, как установилсуд, предоставлен и находится в пожизненном наследуемом владении, документы, подтверждающие правомерность предоставления и владения истца земельным участком судом под сомнение не ставились, мотивы, по которым суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска не отвечают требованиям законности.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права могут быть исправлены только путем отмены судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение, в связи с чем принятое по делу апелляционное определение подлежит отмене по основаниям, установленным статьей 379.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.2024 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.