Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе
председательствующего судьи - Мулярчика А.И, при секретаре - Кравчук Т.А, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а145/2024 по административному исковому заявлению Шукюрова Зохраба Гусейнага оглы об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, по частной жалобе представителя административного истца Шукюрова Зохраба Гусейнага оглы - Берляндта Виталия Александровича на определение Алтайского краевого суда от 25 марта 2024 года о прекращении производства по административному делу.
Заслушав доклад судьи Мулярчика А.И, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
24 января 2024 года Шукюров З.Г.о. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости путем установления их архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Определением Алтайского краевого суда от 25 марта 2024 года производство по административному делу прекращено, государственная пошлина в размере 1 200 рублей возвращена административному истцу.
Не согласившись с указанным определением, представитель административного истца Берляндт В.А. подал частную жалобу, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, направить дело на рассмотрение по существу в суд первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что в рассматриваемом случае административным истцом заявлено требование об оспаривании не действующей, а архивной кадастровой стоимости. Оспариваемое определение нарушает права и законные интересы административного истца, выражающееся в невозможности пересмотра кадастровой стоимости, являющейся налоговой базой при исчислении налога. О включении помещений в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец узнал только в 2023 году.
Относительно доводов, изложенных в частной жалобе, Управлением имущественных отношений Алтайской края поданы возражения, в которых изложена просьба об оставлении оспариваемого определения без изменения, частной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения частной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пятый апелляционный суд общей юрисдикции пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы частной жалобы, проверив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года N 533 установлена дата перехода к применению на территории Алтайского края положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) - 1 января 2023 года.
Из административного искового заявления следует, что Шукюров З.Г.о. 24 января 2024 года обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении архивной кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами N в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Приказом Алтайкрайимущества от 11 октября 2019 года N 97 кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утверждена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 104 006 153, 16 рублей, 4 628 475 рублей, 26 494 625, 16 рублей, 6 131 803, 68 рублей.
Данная кадастровая стоимость стала архивной в связи с утверждением приказом Алтайкрайимущества от 9 ноября 2023 года N 181 новых результатов государственной кадастровой оценки, согласно которым кадастровая стоимость нежилых помещений утверждена в размере 60 615 946, 57 рублей, 2 697 526, 88 рублей, 15 441 363, 17 рублей, 23 693 246, 5 рублей.
Прекращая производство по настоящему административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 2023 года на территории Алтайского края могли применяться только положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки. Оспорить кадастровую стоимость с использованием правового механизма, предусмотренного положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", истец мог только до 1 января 2023 года, что им сделано не было.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
Как указано выше, постановлением Правительства Алтайского края от 29 декабря 2022 года N 533 установлена дата перехода к применению на территории Алтайского края положений статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке - 1 января 2023 года.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что в Алтайском крае с 1 января 2023 года лицо, несогласное с результатами государственной кадастровой оценке, вправе во внесудебном порядке обратиться в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта в размере рыночной стоимости. При этом в силу прямого указания пункта 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке рыночная стоимость может быть определена на любую дату, но не позже 6 месяцев даты обращения с заявлением в государственное бюджетное учреждение, осуществляющее функции государственной кадастровой оценки.
В случае несогласия с решением бюджетного учреждения лицо может оспорить его в суде и только одновременно с оспариванием решения заявить требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
24 января 2024 года административный истец обратился в суд с заявлением не об оспаривании решения бюджетного учреждения и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, а с требованием об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Возможность обращения в суд с указанным требованием в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, утрачена административным истцом с 1 января 2023 года ввиду применения в Алтайском крае нового, внесудебного механизма пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 названного Кодекса.
Из пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
На основании изложенного и принимая во внимание, что с 1 января 2023 года в Алтайском крае заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не подлежит рассмотрению в судах, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу об оспаривании архивной кадастровой стоимости путем установления ее в размере рыночной стоимости.
Доводы административного истца о том, что о включении помещений в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец узнал только в 2023 году, в связи с чем у него не имелось возможности соблюсти новый порядок установления кадастровой стоимости не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку с 1 января 2023 года изменилось правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости в Алтайском крае.
С учетом изложенного, обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Алтайского краевого суда от 25 марта 2024 года оставить без изменения, частную жалобу представителя административного истца Шукюрова Зохраба Гусейнага оглы - Берляндта Виталия Александровича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Мулярчик А.И.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.06.2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.