Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Рукавишникова Е.А, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-6/2024) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритейл Парк" об оспаривании нормативного правового акта в части, по апелляционной жалобе Думы Артемовского городского округа Приморского края на решение Приморского краевого суда от 09 апреля 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
Думой Артемовского городского округа Приморского края утверждено решение N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (далее - решение N 191).
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 в решение N 191 внесены изменения, приложение к решению изложено в новой редакции. Пунктом 105 приложения "ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 для вида разрешенного использования земельного участка "склад" установлена ставка арендной платы 6, 4%.
Общество с ограниченной ответственностью "Ритейл Парк" (далее - ООО "Ритейл Парк", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 105 приложения "ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191. В обоснование заявленных требований указывает, что Общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N. Согласно пункту 3.1 договоров аренды арендатору устанавливается ставка арендной платы 0, 75% по виду разрешенного использования земельного участка от кадастровой стоимости земельного участка; после ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства - 4, 5% по виду разрешённого использования земельного участка от кадастровой стоимости земельного участка. Данная ставка арендной платы была утверждена в приложении "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 в редакции решения Думы Артёмовского городского округа Приморского края от 28 октября 2021 года N 694. Решением Думы Артёмовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 принят пункт 105 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 согласно, которому ставка арендной платы за земельный участок с видом разрешенного использования "склад" установлена в размере 6, 4%. Считает, что данный размер ставки арендной платы установлен в отсутствие какого-либо экономического обоснования, что противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, как плательщика арендной платы за земельные участки.
Решением Приморского краевого суда от 09 апреля 2024 года административное исковое заявление удовлетворено. Пункт 105 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков" к решению N 191 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На указанное решение представителем Думы Артемовского городского округа Приморского края подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что при рассмотрении проекта решения N 191 в редакции от 28 октября 2021 года N 694 был рассмотрен отчет о выполнении расчета экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артемовском городском округе от 26 декабря 2022 года, который был откорректирован 30 января 2024 года. В решении Думы N 89 ставки арендной платы за пользование земельными участками определены исходя из принципа экономической обоснованности. При расчете ставок арендной платы за пользование земельными участками на территории Артемовского городского округа учтено государственное регулирование тарифов на товары (услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельных участках и субсидий, представленных организациям, осуществляющих деятельность на земельных участках. Ставка арендной платы рассчитана посредством определения коэффициента средней нормы рентабельности по виду экономической деятельности - аренда и управление собственным или арендованным имуществом и умножения ставки земельного налога на коэффициент. Кроме того, отмечает, что сумма арендной платы определяется путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на ставку арендной платы. Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, анализ потребительского спроса и развитости инфраструктуры были проведены специалистами КГБУ "ЦКО" при определении кадастровой стоимости земельных участков в Артемовском городском округе.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителями ООО "Ритейл Парк", АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" и прокурором, участвовавшим в деле, поданы возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из подпункта 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок, определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов, установлен решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Порядка размер арендной платы рассчитывается по формуле: А = К x С, где: А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; С - ставка арендной платы за использование земельного участка.
Ставки арендной платы устанавливаются равными процентным ставкам по видам разрешенного использования земельных участков.
Решением Думы Артемовского городского округа от 28 февраля 2023 года N 89 "О внесении изменений в решение Думы Артемовского городского округа от 30.07.2009 N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" утверждены ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Устава Артемовского городского округа Приморского края, принятого Думой города Артема от 25 декабря 1998 года N 175 (далее - Устав) к вопросам местного значения Артемовского городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Артемовского городского округа.
К исключительной компетенции Думы Артемовского городского округа относится определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью (часть 6 статьи 22 Устава).
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, пришел к обоснованным выводам, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован в издании "Выбор" и по этим основаниям не обжалуется.
Как установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, что между Администрацией Артемовского городского округа (арендодатель) и ООО "Ритейл Парк" (арендатор) 28 сентября 2021 года заключен договор аренды земельного участка N 158, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
14 июля 2022 года между Администрацией Артемовского городского округа (арендодатель) и ООО "Ритейл Парк" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 117, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
23 декабря 2022 года между Администрацией Артемовского городского округа (арендодатель) и ООО "Ритейл Парк" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 306, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В пункте 3.1 указанных выше договоров аренды предусмотрена ставка арендной платы "0, 75%" по виду разрешенного использования земельного участка, после ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства "4, 5%" по виду разрешенного использования земельного участка.
Из приложений к вышеуказанным договорам аренды "расчет арендной платы" следует, что итоговая сумма арендной платы рассчитывается по формуле, одной из составляющей которой является ставка арендой платы за использование земельного участка.
Оспариваемым пунктом 105 приложения к решению N 191 (в редакции решения N 89) для вида разрешенного использования земельного участка "склад" установлена ставка арендной платы "6, 4%".
Разрешая заявленные требования, краевой суд, пришел к выводу о нарушении, при принятии административным ответчиком оспариваемого нормативного акта, принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац второй).
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-0, и с учетом схожести правового регулирования земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономической обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы и коэффициента, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки. В противном случае формулирование вывода о доказанности или недоказанности соблюдения указанного принципа невозможно.
Судом первой инстанции установлено, что административным ответчиком в качестве экономического обоснования представлен отчет о выполнении расчета и экономического обоснования ставок арендной платы за пользование земельными участками в Артёмовском городском округе от 26 декабря 2022 года, составленного ФИО5.
Судом первой инстанции назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО6.
Согласно заключению эксперта N 04/2024/Э от 28 февраля 2024 года ставка арендной платы за землю в размере 6, 4%, установленная пунктом 105 приложения к решению N 191, не является экономической обоснованной. Согласно данному заключению, специалистом ФИО5 был допущен ряд нарушений, в том числе ошибки методологического характера, оказавшие влияние на величину ставок арендной платы, а также отчет не соответствует требованиям нормативных актов, регламентирующих определение ставок арендной платы.
Краевой суд, оценив заключение судебной экспертизы, пришел к обоснованному выводу о том, что оно отвечает критериям допустимости доказательства, поскольку подготовлено в порядке, установленном процессуальным законодательством, изложенные в нем выводы сделаны экспертами, предупрежденными в соответствии с действующим законодательством об уголовной ответственности, имеющими соответствующие познания и образование, длительный стаж работы по специальности. Не имеется оснований не доверять выводам судебной экспертизы, которые являются полными, мотивированными и основаны на официальных сведениях.
Кроме того, отчет, составленный ФИО5 каких-либо расчетов, позволяющих установить наличие экономического обоснования установленного размера арендной ставки для земельных участков с видом разрешенного использования "склад", статистических данных, положенных в основу расчета, не содержит.
В отчете не приведены сведения об экономико-географическом положении городского округа, об исследовании рынка земельных участков, о востребованности земельных участков. Размер арендной платы определен с учетом статистический данных рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, услуг по Приморскому краю, в отсутствии многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков Артемовского городского округа.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств того, что устанавливая ставку арендной платы в зависимость от вида использования земельного участка в размере 6, 4 %, были учтены потребительский спрос на такие земельные участки, развитость инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия считает, что вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим является правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Корректировка Отчета от 26 декабря 2022 года, проведенная 30 января 2024 года не свидетельствует о том, что установленная оспариваемым в части нормативным правовым актом ставка арендной платы для земельного участка с видом разрешенного использования "склад" в размере 6, 4% является экономически обоснованной.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 09 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Артемовского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.