Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Рукавишникова Е.А, Бутырина А.В, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-23/2024) по административному исковому заявлению акционерного общества "РМ Рейл Абаканвагонмаш" о признании недействующим в части приказа государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 13 декабря 2023 года N 71-в "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод и утверждении производственной программы для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего транспортировку сточных вод, на 2024 год", по апелляционной жалобе государственного комитета тарифного регулирования Республики Хакасия на решение Верховного суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей государственного комитета тарифного регулирования Республики Хакасия Малаховой Ж.А, акционерного общества "РМ Рейл Абаканвагонмаш" Рынг О.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
13 декабря 2023 года государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия вынесен приказ N 71-в "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод и утверждении производственной программы для АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", осуществляющего транспортировку сточных вод, на 2024 год" (далее - Приказ N 71-в).
Акционерное общество "РМ Рейл Абаканвагонмаш" (далее - АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 Приказа N 71-в и приложения N 1 к нему в части установления тарифа на транспортировку сточных вод, ссылаясь на необоснованность тарифа, поскольку в расчетах неверно определена протяженность сетей водоотведения предприятия, что в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы Общества.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года требования АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" удовлетворены. Признан недействующим со дня принятия пункт 1 приказа N 71-в и приложение 1 к указанному приказу.
Не согласившись с решением суда представителем государственного комитета тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Комитет, тарифный орган) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что выводы суда о требованиях к экспертному заключению основаны на неверном расширительном толковании норм материального права. Подробное обоснование примененного подхода, расчеты по определению протяженности сетей регулируемой организации были приведены в рамках рассмотрения настоящего дела. Отмечает также, что примененный подход тарифного органа о применении только тех участков канализационных сетей, которые используются транзитной организацией, соответствует разъяснениям, изложенным в письме Министерства строительства Российской Федерации от 02 ноября 2022 года N 57456-ИФ/04, а также соответствует принципам тарифного регулирования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в деле, представлено возражение, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а представителем АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" отзыв, в котором указывает о необоснованности позиции тарифного органа.
В суде апелляционной инстанции представитель государственного комитета тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А, участвующая в деле с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалоба поддержала в полном объёме.
Представитель АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" Рынг О.Ю, участвующая в деле с использованием систем видеоконференц-связи, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Как указано в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 2.1.8 Постановления Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года N 175 "Об утверждении Положения о Государственном комитете тарифного регулирования Республики Хакасия" государственный комитет тарифного регулирования Республики Хакасия является исполнительным органом Республики Хакасия, осуществляющим функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). В сфере тарификации (ценообразования) водоснабжения и водоотведения осуществляет установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке, опубликован в газете "Хакасия" и по этим основаниям не обжалуется.
В силу части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 Правил регулирования тарифов).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
При регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов (пункт 30 Основ ценообразования).
Согласно пункту 53 Основ ценообразования метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку холодной воды в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения.
Из содержания пункта 35 Методических указаний следует, что при установлении тарифов с применением метода сравнения аналогов величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования рассчитывается по формулам, в которых учитываются значения: удельных текущих расходов гарантирующей организации в расчете на километр протяженности водопроводной (канализационной) сети; протяженности водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации, используемой для транспортировки холодной воды (сточных вод) абонентам гарантирующей организации; нормативного уровня расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной (централизованных) системы (систем) водоснабжения и (или) водоотведения, используемым для транспортировки воды (сточных вод); величины расходов регулируемой организации на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимых к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемым для транспортировки воды (сточных вод); текущих расходов гарантирующей организации, отнесенные на вид деятельности по транспортировке холодной воды (сточных вод) или на технологический процесс транспортировки холодной воды (сточных вод) в составе деятельности по водоснабжению (водоотведению); протяженности водопроводной (канализационной) сети гарантирующей организации, используемой для транспортировки холодной воды (сточных вод).
Пунктом 25 Правил регулирования предусмотрено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.
Согласно пункту 26 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования тарифов составляется в соответствии с типовой формой экспертного заключения органа регулирования тарифов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, которое предусматривает следующую структуру экспертного заключения органа регулирования тарифов: основные положения; результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации; предложение уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) по установлению тарифов.
В соответствии с пунктом 26(2) Правил регулирования, результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации содержат:
а) сведения о значениях долгосрочных параметров регулирования тарифов (при наличии);
б) сведения об объеме отпуска воды, принятых сточных вод, оказанных регулируемой организацией услуг отдельно по регулируемым видам деятельности;
в) данные о расходах на осуществление каждого из регулируемых видов деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;
г) расчет необходимой валовой выручки;
д) расчет корректировок необходимой валовой выручки;
е) сведения о фактических расходах, понесенных регулируемой организацией по соответствующему виду регулируемой деятельности за прошедший период регулирования, в том числе по статьям (группам) расходов, если иное не предусмотрено выбранным методом регулирования тарифов;
ж) сведения об экономически обоснованных расходах, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования (при наличии);
з) сведения о недополученных доходах (при наличии);
и) сведения об экономически не обоснованных доходах прошлых периодов регулирования (при наличии);
к) сведения об экономии средств, достигнутой в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования (при наличии);
л) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам) расходов и прибыли регулируемой организации.
Письмом Минстроя России от 02 ноября 2022 года N 57456-ИФ/04 даны разъяснения по применению критериев отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям и применению пунктов 45(1), 45(2) Правил N 644 в редакции Постановления N 2009. Из данных разъяснений, с учетом норм отраслевого законодательства следует, что если собственник или иной законный владелец водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них соответствует совокупности критериев отнесения к транзитной организации согласно подпунктам "а" - "г" пункта 45(1) Правил N 644, то в договор по транспортировке воды или сточных вод подлежат включению все участки водопроводных и (или) канализационных сетей, находящиеся в собственности или ином законном владении такой транзитной организации в пределах такой (одной) централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, которые используются для оказания услуг по транспортировке воды или сточных вод той организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с которой заключается указанный договор по транспортировке воды или сточных вод.
Из материалов дела следует и судом установлено, что МУП города Абакана "Водоканал" оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Абакана, административный истец АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" является собственником канализационной сети "данные изъяты".
28 апреля 2023 года АО "РЕМ Рейл Абаканвагонмаш" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на транспортировку сточных вод на 2024 год методом сравнения аналогов.
В обосновании своего заявления административным истцом представлены выписка из ЕГРН от 03 августа 2022 года в отношении канализационной сети "данные изъяты", из которой следует, что ее протяженность составляет 3700 метров, договор по транспортировке сточных вод от 30 сентября 2021 года, заключенного между МУП "Водоканал" и АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш", с указанием в схеме водоотведения (приложение N1 к акту разграничения границ балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности канализационных сетей) протяженности сетей водоотведения предприятия 3700 метров, письма АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" от 25 сентября 2023 года с приложением схемы водоотведения канализационных стоков по сетям АО "РМ Рейл Абаканвагонмаш" и реестром сетей водоотведения, с указанием протяженности и характеристики сетей водоотведения, эксплуатируемых административным истцом по состоянию на 01 сентября 2023 года: с диаметром 400 мм. - 490 метров и 192, 6 метров, с диаметром 500 мм. - 2303 метров, с диаметром 10000 мм. - 714, 4 метров.
Оспариваемым приказом от 13 декабря 2023 года Госкомтарифэнерго для регулируемой организации на 2024 год с применением метода сравнения аналогов установлен тариф на транспортировку сточных вод в размере 31, 81 руб./.м.куб.
При этом, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, для расчета протяженности сетей водоотведения ОА "РМ Рейл Абаканвагонмаш" тарифным органом взята протяженность участков сетей водоотведения диаметром 400 мм. - 0, 6826 км, диаметром 1000 мм. - 0, 7144 км.
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушении требований Правил регулирования, в экспертном заключении отсутствует какое-либо обоснование применения такого подхода к определению протяженности сетей Общества.
Доводы стороны административного ответчика о том, что для транспортировки сточных вод используются только участки сетей водоотведения от КК-57 до КК-19 и от КК-19 до КК-2 в экспертном заключении, также ничем не обоснованы.
Кроме того, длина участка сетей водоотведения от КК-57 до КК-19 диаметром 400 мм. составляет 490 метров, длина участка сетей водоотведения от КК-19 до КК-2, диаметром 1000 мм, составляет 714, 4 метра. Всего длина данных участков составляет 1204, 4 метра, тогда как для расчета Госкомтарифэнерго приняло длину участков равную 1397 метров.
Согласно пояснительной записке к экспертному заключению (л.д. 135) протяженность канализационной сети гарантирующей организации МУП "Водоканал" тарифным органом взята в размере 221, 382 км.
Из отзыва МУП "Водоканал" (л.д. 140-142) следует, что МУП "Водоканал" в рамках своего тарифного дела в орган регулирования предоставило своей расчет условной протяженности канализационных сетей Предприятия по состоянию на 01 января 2023 года, который составил 265, 327 км. Каких-либо замечаний со стороны тарифного органа не поступало.
Данное обстоятельство Госкомтарифэнерго Хакасии ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не опровергнуто.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, учитывая, что протяженность сетей водоотведения административного истца, являющейся одной из составляющей при установлении необходимой валовой выручки, определена тарифным органом неверно, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 26 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного комитета тарифного регулирования Республики Хакасия - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Хакасия.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 26 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.