Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-11/2024) по административному исковому заявлению ООО "Электрические сети Ивашки" о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 24 ноября 2022 года N 415 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию ООО "Электрические сети Ивашки" потребителям с.Ивашка Карагинского района Камчатского края на 2023 - 2027 годы", по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 19 апреля 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей ООО "Электрические сети Ивашки" Денисова А.В, Црулик И.В, представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 24 ноября 2022 года N 415 утверждены тарифы на электрическую энергию ООО "Электрические сети Ивашки" потребителям с.Ивашка Карагинского района Камчатского края на 2023 - 2027 годы" (далее - Постановление N 415).
Общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети Ивашки" (далее - ООО "Электрические сети Ивашки", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Постановление N 415 в части, ссылаясь на нарушение норм действующего законодательства. Указывают, что при определении базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования деятельности неправильно применены индексы потребительских цен и рассчитаны расходы на оплату труда, а также необоснованно произведена корректировка необходимой валовой выручки с применением показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. Регулирующий орган при определении базового уровня операционных расходов на производство электрической энергии и на услуги по ее передаче применил индексы потребительских цен, не соответствующие одобренному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования, что привело к значительному занижению базового уровня. Регулятор без достаточных к тому оснований и без необходимой мотивировки не принял во внимание доводы о необходимости использования данных штатной численности работников Общества в количестве 61, 5 человек при определении затрат на оплату труда и, соответственно, затрат на проезд в отпуск и на выплаты социального характера. Полагает, что неверно рассчитаны плановые значения показателей надежности и качества.
Решением Камчатского краевого суда от 19 апреля 2024 года административный иск ООО "Электрические сети Ивашки" удовлетворен. Признаны недействующими со дня принятия приложения 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, пункта 1 приложения 3 постановления N 415 (в редакции постановлений от 12 декабря 2022 года N 513, от 16 декабря 2022 года N 535, от 18 декабря 2023 года N 254-Н).
Не согласившись с решением суда, руководителем Региональной службы по тарифам Камчатского края (далее - РСТ Камчатского края, Служба) подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить. Относительно применения индекса потребительских цен указывает, что эксперты Службы основывались на том, что к фактическим экономически обоснованным затратам за 2021 год применялся индекс потребительских цен 2022 года и новый плановый (ожидаемый) индекс потребительских цен на 2023 год, что полностью соответствует подходу, предусмотренному Основами ценообразования. При расчете штатной численности, расходов на оплату труда и выплат социального характера Служба указала о предоставлении в адрес регулятора недостоверных сведений и невозможности определения сложившейся за 2021 год численности и фактической заработной платы, с учетом не открытого дела, что зафиксировано материалами административного дела N 143, в связи с чем экспертом Службы использовались экспертные оценки в соответствии с пунктами 25, 28 и 31 Основ ценообразования. Считает необоснованным вывод суда о несоответствии подходов Службы при формировании тарифов на производство электрической энергии ООО "Электрические сети Ивашки" на 2023 - 2027 годы, подходам, предусмотренным Основами ценообразования. Также полагает о несостоятельности выводов суда о неверном применении формулы при корректировке необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) за 2021 год. Относительно показателей надежности и качества поставляемых товаров (услуг), указывает, что экспертами РСТ Камчатского края рассчитаны фактические значения показателей Пsaidi и Пsaifi по итогам 2021 года, составляющие "0", и, соответственно, данные показатели приняты на 2023 год как минимальное значение.
Также отмечает, что в 2020 и 2022 году у Общества складывалась аналогичная ситуация: количество в нерегламентных отключений составляло "0", в связи с чем, показатели Пsaidi и Пsaifi соответствовали значению "0". В целом указывает, что выводы о несоответствии подходов РСТ Камчатского края при формировании тарифов на передачу электрической энергии ООО "Электрические сети Ивашки" на 2023-2027 годы, подходам, предусмотренным Основами ценообразования, являются необоснованными и противоречащими основным принципам тарифного регулирования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем ООО "Электрические сети Ивашки" и прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Хоич А.А, участвующая в деле с использование видеоконференц-связи, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме.
Представители ООО "Электрические сети Ивашки" Црулик И.В, участвующая в деле с использование видеоконференц-связи, Денисов А.В. просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснение явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов) утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 1, 20.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), издает постановления об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано и по этим основаниям не обжалуются.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Согласно абзацу 8 пункта 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктом 5 Методических указаний N 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Из пункта 12 Методических указаний N 98-э следует, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитывается, в том числе оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
При подсчете затрат по статье "фонд оплаты труда" Служба выполнила расчет исходя из параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2022 - 104, 3%.
Вместе с тем, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованному на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 28 сентября 2022 года, показатель инфляции потребительских цен на 2022 год составил 113, 9%.
С учетом изложенного, краевой суд пришел к верному выводу, что административный ответчик при формировании фонда оплаты труда на 2023 год применил индекс потребительских цен за 2022 год в размере 104, 3%, при том, что по данным прогноза Министерства социально-экономического развития РФ индекс потребительских цен на 2022 год составил 113, 9%, что противоречит требованиям пункта 26 Основ ценообразования.
На момент установления оспариваемых тарифов административный ответчик уже располагал сведениями о величинах индекса потребительских цен, следовательно, необходимо было применять именно эти данные в целях обеспечения возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала на расчетный период регулирования.
ООО "Электрические сети Ивашки", при подаче тарифной заявки, штатная численность работников по ДЭС 1 и 2 указана в количестве 61, 5 человек, из них занятых на производстве электрической энергии 48, 5 человек, 9 человек на оказании услуг по передаче электрической энергии и 4 человека в сфере сбыта электрической энергии.
Тарифным органом утверждена штатная численность в количестве 36 человек, в том числе 10, 8 человек - занятых на производстве электрической энергии, 23, 2 человека - оказание услуг по передаче электрической энергии, 2 человека - сбыт электрической энергии.
Из материалов дела следует, что Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края при определении расчета численности использованы данные статистической отчетности регулируемой организации по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденной приказом Росстата от 24 июля N 412.
Данные формы отчетности не содержат сведений о численности работников, занятых непосредственно в регулируемых отдельных видах деятельности, осуществляемые ООО "Электрические сети Ивашки".
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, принятие тарифным органом численности в количестве 10, 8 человек для производства электрической энергии и 23, 2 человека для оказания услуг по передаче электрической энергии носит произвольный характер.
Доводы апелляционной жалобы указанные выводы суда не опровергают.
Также являются правильными выводы суда о подтверждении Обществом необходимости увеличения численности работников с июня по сентябрь в связи с возросшим объемом производства электроэнергии, необходимой для сезонной работы рыбоперерабатывающих заводов.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы в части корректировки необходимой валовой выручки с учетом показателей за 2021 год судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пункт 11 Методических указаний предусматривает, что необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации может определяться по 2 формулам: на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования по формуле 1, на i-год долгосрочного периода регулирования отличный от базового (первого) года по формуле 2.
В формуле 1 применяется показатель В1, отражающий результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования.
Формула 2 содержит иную составляющую: Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
Согласно пункту 5 Методических указаний тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее, чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
Долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К ним относится, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами (пункт 6 Методических указаний).
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методический указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий (пункт 11 Методических указаний).
Уровень подконтрольных расходов на 2023 год определен органом регулирования в размере 29636 тысяч рублей (пункт 7.2.1 экспертного заключения, том 2 л.д. 67-62), уровень неподконтрольных расходов на 2023 год определен в размере 6380 тысяч рублей (пункт 7.2.2 экспертного заключения, том 2 л.д.67).
Поскольку для ООО "Электрические сети Ивашки" 2023 год является первым годом долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг, расчет необходимой валовой выручки осуществляется по формуле 1 пункта 11 Методических указаний.
Однако, определяя необходимую валовую выручку Общества на базовый 2023 год, регулирующим органом произведен анализ обоснованности расходов ООО "Электрические сети Ивашки", понесенных в 2021 году - предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и выявлены экономически необоснованные расходы регулируемой организации, в связи с чем произведена корректировка необходимой валовой выручки на 2023 год в размере 14 655 тысяч рублей (пункты 7.2.4, 7.2.5 экспертного заключения, том 2 л.д. 68, 69).
Как следует из позиции административного ответчика, указанная величина рассчитана с применением значения Вi по формуле 3 пункта 11 Методических указаний.
Согласно пункту 11 Методических указаний необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле (2): величина Вi определяется по формуле (3). Из данной формулы видно, что в ее состав входит величина, которая не должна учитываться для административного истца при установлении размера необходимой валовой выручки на первый год долгосрочного периода регулирования.
Применяя таким образом корректировку установленного размера необходимой валовой выручки, Служба фактически вместо значения В1, равного "0", в формуле (1) пункта 11 Методических указаний применила значение Вi, которое определено в размере -14655 тысяч рублей, тем самым фактически уменьшив размер экономически обоснованной необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования, регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Пунктом 38 Основ ценообразования уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) отнесен к долгосрочным параметрам регулирования.
Проанализировав Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220, Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденный приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 года N 1256, установив, что на момент принятия оспариваемого постановления тарифный орган располагал сведениями о наличии существенных расхождений между данными, предоставленными регулируемой организацией и данными, размещенными на сайте Минэнерго, краевой суд пришел к правильному и обоснованному выводу о несоблюдении Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края требований пункта 3 Положения N 1220, в связи с чем плановые значения показателей надежности и качества рассчитаны неверно.
Доводы апелляционной жалобы данные выводы не опровергают.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 19 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 30 июля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.