Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу защитника ООО "Темп +" О., действующего по доверенности, на вступившие в законную силу решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 15 декабря 2023 года, решение судьи Ярославского областного суда от 19 февраля 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Темп +" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской области N от 9 марта 2023 года, ООО "Темп +" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 15 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ярославского областного суда от 19 февраля 2024 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской и Тверской области N от 9 марта 2023 года изменено, размер административного штрафа снижен до 75000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Защитник ООО "Темп +" О. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу.
Ярославская транспортная прокуратура, извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения на неё не представила.
Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с часть 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 55 Водного Кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года N623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Приказом Минтранса России от 19 января 2018 года N19 утверждены Правила плавания судов по внутренним водным путям.
Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 56 Водного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Как следует из представленных материалов, в результате проведенной Ярославской транспортной прокуратурой проверки соблюдения ООО "Темп+" законодательства об охране окружающей среды и безопасности плавания на внутренних водных путях установлено, что 26 октября 2022 года в 09 часов 30 минут буксир-толкач "данные изъяты" с номером N, судовладельцем которого является ООО "Темп+" (договор аренды без экипажа N от 1 января 2021 года с дополнительным соглашением от 17 января 2021 года) под управлением капитана-механика Т. при совершении маневра по постановке порожней несамоходной нефтеналивной баржи "данные изъяты" с номером "данные изъяты", судовладельцем которой также является ООО "Темп+" (договор аренды без экипажа N от 27 мая 2022 года), к причальному сооружению на "адрес", вышел за границы траления акватории, произвел соприкосновение (удар) средней частью правого борта "данные изъяты" с подводным предметом и получил 2 пробоины с дальнейшим затоплением машинного отделения по главную палубу. В результате выкачивания воды из машинного отделения "данные изъяты" произошло загрязнение водного объекта "адрес". Причиной загрязнения водного объекта "адрес" явилось нарушение ООО "Темп+", эксплуатирующим "данные изъяты" и несущим ответственность за вред, причиненным судном, несоблюдение требований Водного Кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, несоблюдение Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, что повлекло за собой транспортное происшествие и попадание нефтепродуктов из машинного отделения судна в водный объект.
Обстоятельства совершения ООО "Темп+" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: постановлением Ярославской транспортной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 января 2023 года; материалами проверки Ярославской транспортной прокуратурой проверки соблюдения ООО "Темп+" законодательства об охране окружающей среды и безопасности плавания на внутренних водных; заключением N по результатам расследования транспортного происшествия "данные изъяты" с подводным объектом, "адрес" 26 октября 2022 года в 09 часов 30 минут, с дальнейшим затоплением машинного отделения"; судовыми журналами за период с 26 октября по 31 октября 2022 года; письменными объяснениями капитана-механика "данные изъяты" Т.; видеоматериалами; осмотром акватории "адрес" с отбором проб, при произведении которого зафиксировано в районе "адрес" у причального сооружения ООО "Темп+" в месте расположения "данные изъяты" на водной глади "адрес" пленки нефтепродуктов, длиной 100 м, шириной 30 м; результатами лабораторных исследований в месте расположения "данные изъяты", установившим превышение концентраций загрязняющих веществ над фоновыми концентрациями по 4 показателям, в том числе, по нефтепродуктам, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия ООО "Темп+" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Темп+" состава административного правонарушения, недоказанности факта загрязнения водного объекта и загрязнения его ООО "Темп+", о том, что судно не выходило за границы траления, о применении положений статьи 3.4 статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется. Данные доводы противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО "Темп+" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 15 декабря 2023 года, решение судьи Ярославского областного суда от 19 февраля 2024 года являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 15 декабря 2023 года, решение судьи Ярославского областного суда от 19 февраля 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Темп +" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Темп +" О. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что общество допустило загрязнение водного объекта в результате нарушения требований законодательства об охране окружающей среды. Судебные инстанции обоснованно квалифицировали действия общества как административное правонарушение и назначили штраф, который был снижен, но остался в пределах санкции. Доводы о недоказанности правонарушения отклонены как несоответствующие собранным доказательствам.