Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу защитника Адамовой И.Л., представляющей интересы ООО "Максинвестмент", на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 115 района Метрогородок города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 112 Преображенского района г. Москвы от 12 сентября 2023 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 07 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Максинвестмент" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 115 района Метрогородок города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 112 Преображенского района г. Москвы от 12 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 07 декабря 2023 года, ООО "Максинвестмент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 44 706 566 рублей 19 копеек.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Адамова И.Л. выражает несогласие с актами о привлечении ООО "Максинвестмент" к административной ответственности, ставит вопрос об их отмене и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Максинвестмент" к административной ответственности) установлена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частями 4, 4.1, 4.2, 4.3 и 5 данной статьи, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75 до 100 процентов суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Примечанием 9 к статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административная ответственность, установленная частями 4 - 4.3, 5, 5.2 и 5.3 данной статьи, применяется по истечении сорока пяти дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, в случае ее невыполнения в течение указанного времени.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к резидентам относятся, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в").
В силу подпункта "б" пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, являются нерезидентами.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 1 Закона 173-ФЗ валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено данным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона N 173-ФЗ).
ООО "РГС Групп" и ООО "Максинвестмент" создано в соответствии с законодательством Российской Федерации и для целей Закона N 173-ФЗ в силу подпункта "в" пункта 6 части 1 статьи 1 названного закона признается резидентом.
Компания "V.N.A sarl" создана и действует в соответствии с законодательством Франции и для целей Закона N 173-ФЗ в силу подпункта "б" пункта 7 части 1 статьи 1 названного закона признается нерезидентом.
Из материалов дела следует, что ООО "РГС Групп" (покупатель, Россия), являясь стороной по внешнеторговому контракту от 17 января 2017 года N 1701/17 с компанией "V.N.A sarl" (продавец, Франция) на поставку кондитерских изделий и ингредиентов для кондитерского производства, промышленных изделий в ассортименте в количестве и по ценам, указанным в инвойсах на каждую поставку к контракту, на общую сумму 5 000 000 Евро, поставленному на учет в уполномоченном банке АО "Банк ДОМ.РФ" 10 мая 2017 года с присвоением уникального номера контракта (УНК) 17050001/2312/0000/2/1, в период с 21 июня 2017 года по 18 июня 2020 года осуществило 134 платежа по перечислению денежных средств в адрес нерезидента на общую сумму N Евро.
Товар по указанному контракту был поставлен в период с 20 июля 2017 года по 22 декабря 2020 года на общую сумму "данные изъяты" Евро. Товар на сумму "данные изъяты" Евро на территорию Российской Федерации не поставлен, денежные средства не возвращены.
26 апреля 2021 года между ООО "РГС ГРУПП" и ООО "Максинвестмент" заключен договор уступки прав требования, по условиям которого право требования возврата части аванса, выплаченного компании "V.N.A sarl" в рамках контакта переходит ООО "Максинвестмент".
05 мая 2021 года контракт снят с учета в банке АО "Банк ДОМ.РФ" ввиду состоявшейся уступки прав и поставлен 20 мая 2021 года на расчетное обслуживание в АО "Альфа-банк" 20 мая 2021 года с присвоением уникального номера контракта (УНК) 21050699/1326/0000/2/1, который снят с учета 25 октября 2022 года на основании пункта 6.7 Инструкции N138-И.
Датой завершения обязательств по контракту, с учетом заключенных между сторонами дополнительных соглашений к контакту, является 31 декабря 2021 года.
По состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении (13 июня 2023 года) ООО "Максинвестмент" в иных уполномоченных банках паспортов сделок на основании контракта не открывало.
ООО "Максинвестмент" платежи по контракту и таможенное оформление поставленных товаров не осуществляло, тем самым допустило невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств в сумме 1 400 392, 45 Евро, уплаченных обществом нерезиденту за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, что на дату правонарушения по курсу Банка России составляет 119 217 509, 86 руб.
Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
13 июня 2023 г. главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Домодедовской таможни (таможенный орган) в отношении ООО "Максинвестмент"составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное нарушение послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 1-9), служебной запиской начальника отдела административных расследований подполковника таможенной службы N 22-15/2020 от 13.06.2023; служебной запиской начальника отдела валютного контроля подполковника таможенной службы N 15-11/0241 от 09 июня 2023 года; контрактом N 1701/17; дополнительным соглашением N 2 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 3 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N4 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 5 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 6 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 7 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 8 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 9 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 10 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 11 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; дополнительным соглашением N 12 к контракту 1701/17 от 18 января 2017 года; договором уступки требований (цессии) от 26 апреля 2021 года; ведомостью банковского контроля; справками о валютных операциях; сведениями о валютных операциях; заявлениями на перевод иностранной валюты; приказом N В-1 от 10 января 2022 года; ведомостью банковского контроля по контракту; выпиской из ЕГРЮЛ; запросом о предоставлении сведений; докладной запиской начальника отдела валютного контроля полковника таможенной службы N 15-11/0067 от 22 февраля 2023 года; ответами на запрос "ДОМ РФ"; ответами на запрос АО "Альфа-Банк"; докладной запиской начальника отдела валютного контроля полковника таможенной службы N 15-11/0523 от 30 декабря 2022 года; аналитической справкой о результатах анализа информационных ресурсов ЕАИС ТО от 28 декабря 2022 года; актом
проверки N 10002000/130623/0000064; справками о внесении изменений в ведомость банковского контроля; сведениями о контракте; заключением о результатах служебной проверки и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и валютного законодательства. Доводы жалобы в соответствующей части являются необоснованными.
Вопреки утверждению заявителя требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Довод жалобы о нарушении подведомственности проведения административного расследования является несостоятельным. Положения статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае неприменимы, административное расследование по настоящему делу не проводилось. Факт нарушения и данные, на основании которых установлены перечисленные в статье 26.1 названного кодекса обстоятельства, выявлены при проведении таможенным органом в отношении общества проверки соблюдения требований валютного законодательства.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Иные доводы жалобы, в том числе о продлении срока поставки уплаченных товаров в период до 31 декабря 2023 года являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями доказательствами правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 5.2 статьи 15.25 названного кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 115 района Метрогородок города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 112 Преображенского района г. Москвы от 12 сентября 2023 года, решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 07 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Максинвестмент" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Адамовой И.Л. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязательства по возврату денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенные товары. Общество не предприняло необходимых мер для соблюдения валютного законодательства, что стало основанием для наложения штрафа. Доводы жалобы о нарушении процессуальных норм и подведомственности были отклонены как необоснованные.