Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу защитника Министерства просвещения Российской Федерации Л., действующей по доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N423 Тверского района г. Москвы от 15 сентября 2023 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N423 Тверского района г. Москвы от 15 сентября 2023 года Минпросвещения России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2023 года постановление мирового судьи судебного участка судебного участка N423 Тверского района г. Москвы от 15 сентября 2023 года оставлено без изменения.
Защитник Минпросвещения России Л. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации следует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон "О персональных данных") под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона "О персональных данных" хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных материалов следует, что 2 июня 2023 года Роскомнадзором выявлен факт наличия в открытом доступе на интернет-ресурсах базы данных Минпросвещения России, которая содержала персональные данные пользователей интернет-ресурса "данные изъяты" в объеме: ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, дата рождения, город, должность, место работы, место обучения, сведения о наличии детей (9019000 строк).
Обстоятельства совершения Минпросвещения России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 1 августа 2023 года; письмом Роскомнадзора N от 4 июля 2023 года; заключением по результатам проведения внутреннего расследования инцидента, связанного с выявлением факта распространения базы данных от 8 июня 2023 года; скриншотами интернет-страниц, содержащими персональные данные пользователей "Российская электронная школа", получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия Минпросвещения России правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Минпросвещения России административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что Минпросвещения России не является оператором данных, об отсутствии возможности предотвратить взлом базы данных, о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебном акте, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, с оценкой доказательств по делу с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, подлежащих применению, не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Административное наказание назначено Минпросвещения России в пределах санкции части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Минпросвещения России к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка N423 Тверского района г. Москвы от 15 сентября 2023 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2023 года являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N423 Тверского района г. Москвы от 15 сентября 2023 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 5 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Министерства просвещения Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Министерства просвещения Российской Федерации Л. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных, установив, что в открытом доступе была размещена база данных с персональными данными пользователей. Доводы о том, что организация не является оператором данных и не могла предотвратить утечку, были отклонены как необоснованные. Штраф в размере 60 000 рублей оставлен без изменения.