Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Войты И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 26 апреля 2024 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Военного комиссариата г. Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 февраля 2024 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению ФИО11 об оспаривании и отмене решения призывной комиссии района Даниловский ЮАО города Москвы (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца ФИО10 - ФИО9, административного ответчика Военного комиссариата г. Москвы ФИО12, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Даниловский ЮАО города Москвы от 24 ноября 2022 года о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, мотивируя требование тем, что является аспирантом, все подтверждающие обучение документы предоставлял своевременно и в установленном порядке.
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 26 июля 2023 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 февраля 2024 года решение Симоновского районного суда г. Москвы от 26 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено решение призывной комиссии района Даниловский ЮАО города Москвы от 24 ноября 2022 года о признании ФИО1 не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
В кассационной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 59 провозгласила защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлено правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2, части 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) прохождение военной службы по призыву осуществляется гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящими на воинском учете или не состоящими, но обязанными состоять на воинском учете и не пребывающими в запасе.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 26 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
В то же время, частью 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в ОВК Даниловский ЮАО города Москвы.
В 2013 году ФИО13 поступил в ФГБОУ ВО "Московский авиационный институт", в связи с чем ему была предоставлена отсрочка.
22 мая 2019 года он был призван на военную службу, решение о чем обжаловал в судебном порядке, определением суда от 10 декабря 2019 года производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ в связи с отказом от иска.
С 28 июня 2019 года ФИО1 обучался по очной форме обучения в аспирантуре АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова".
В последующем состоялось оспариваемое решение призывной комиссии.Разрешая предъявленные требования ФИО1 и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия подтверждений тому, что он имел право на отсрочку, а поскольку решение о призыве от 22 мая 2019 года в установленном порядке незаконным не признавалось и не было отменено, постольку он имел возможность реализовать обязанность по призыву на военную службу до достижения возраста 27 лет.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с выводами районного суда, указав, что в связи с окончанием весеннего призыва 2019 года решение о призыве ФИО1 от 22 мая 2019 года было отменено призывной комиссией как нереализованное, ввиду того, что с 28 июня 2019 года ФИО1 обучался по очной форме обучения в аспирантуре АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова", имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ имел право на отсрочку от призыва на военную службу.
Выводы суда второй инстанции являются правильными и, вопреки содержащимся в кассационной жалобе утверждениям, основаны на положениях действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что ФИО1, имея высшее образование, на основании приказа о зачислении от 28 июня 2019 года N 104 в 2019 году поступил в АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова" на очную форму обучения по направлению подготовки (специальности) 30.00.00 Экономика и управление, 38.06.01 Экономика, окончание обучения по программам высшего образования и защиты квалификационной работы - 31 октября 2022 года (справка АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова" от 25 августа 2020 года N 0617-АФ, л.д. 12).
В последующем ФИО1 перешёл на обучение (очная форма) по направлению подготовки (специальности) 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, окончание обучения - 31 октября 2023 года (справки АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова" от 22 сентября 2021 года N 0588(6)-АФ, 26 сентября 2022 года N 0569-АФ, л.д. 10, 11).
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными требованиями или федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, перешедшим в той же образовательной организации или научной организации с одной образовательной программы на другую программу подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данных образовательной организации или научной организации либо в образовательной организации или научной организации, из которых осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год (абзац 3).
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 30 июля 2014 года N 898 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года (пункт 3.3).
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 30 июля 2014 года N 886 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года (пункт 3.3).
Таким образом, общий срок, на который ФИО1 была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в АО "ВНИИнефть им. А.П. Крылова", перешедшему в той же образовательной организации с программы подготовки 38.06.01 Экономика (окончание обучения 31 октября 2022 года) на другую программу подготовки 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (окончание обучения 31 октября 2023 года) увеличился не более чем на один год.
С учетом приведенных выше обстоятельств ФИО1 имел право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу на период обучения в аспирантуре, куда он поступил в июне 2019 года, решение о чем, как указано в кассационной жалобе административным ответчиком, было принято призывной комиссией 9 декабря 2019 года в связи с обучением до 2022 года.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, в связи с чем она оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата г. Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.В. Войта
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.